Уважать инвесторов, не вздувать тарифы, растить кадры — глава саратовского завода Орджоникидзе о том, на чем вырастет российская промышленность
Уходящий 2022 год стал для всей российской промышленности временем проверки на прочность.
Уходящий 2022 год стал для всей российской промышленности временем проверки на прочность.
Логистический кризис, вызванный западными санкциями, поиск новых поставщиков, высокие объемы оборонного заказа — это лишь малая часть тех вызовов, с которыми столкнулся «Саратовский электроприборостроительный завод имени Орджоникидзе» . О том, как справлялся с этими задачами не только завод, но и весь отечественный промышленный сектор, что нужно предприятиям для эффективного роста и какой курс брать в 2023 году, рассказал «БВ» гендиректор завода СЭЗ Дмитрий Ханенко .
Стать самодостаточными
Основным вызовом 2022 года стали новые западные санкции. В феврале все говорили о логистическом кризисе, налаженные цепочки поставок оказались разорванными. Каким образом его преодолевал завод имени Орджоникидзе и как в целом справлялась с кризисом в логистике отечественная промышленность?
- Отечественная промышленность, к сожалению, поправить ситуацию никак не может. Она может лишь приспособиться к новым условиям. Это еще одна переменная, которая влияет на конечный результат. Как нам удалось ее решить? Мы учли в своих производственных циклах логистические сроки и риски при поставке оборудования, комплектующих и материалов в наш адрес. Теперь мы закладываем большее время на доставку чего бы то ни было. В конечном счете все это сказалось на себестоимости продукции. Появились дополнительные сроки на обслуживание денежных средств. Подорожали сами перевозки. Логистика стала априори дороже. Мы никаким образом не можем повлиять на это, только приспособиться. Пока ресурсов на это хватает, но трудностей предостаточно. К сожалению, в этом вопросе мы одиноки. Каждое предприятие самостоятельно решает эти проблемы в меру своей финансовой устойчивости и организаторских способностей.
Может быть, вопрос с логистикой требуется решать централизовано? Например, вынести его на обсуждение представителей крупных предприятий и всех промышленных отраслей?
- Это все сведется к очередному круглому столу. В лучшем случае будет создан штаб. Все проблемы там будут обозначены и озвучены, вопрос только в том, кто будет их решать и за чей счет. К сожалению, проблемы, которые имеются у промышленности, требуют приложения различных ресурсов, в том числе финансовых. Я считаю, что эта проблема носит государственный масштаб. Все предприятия региона в той или иной мере являются участниками исполнения гособоронзаказа. Так почему только усилиями руководителей предприятий и корпораций должны решаться эти вопросы? Завтра мы начнем руду копать, вырабатывать электроэнергию, готовить сами себе кадры. Это неправильно. У каждого есть своя зона ответственности. Проблема существует, она носит глобальный характер и государство должно решать ее и финансировать решение, если это требуется. Никаким штабом мы ничего никогда не решим.
В сложившейся ситуации нужно ли стране тотальное импортозамещение или можно все-таки полагаться на каких-то поставщиков?
- Лозунг импортозамещения был провозглашен изначально чисто эмоционально. Конечно, мы лишились многого, что раньше могли позволить себе покупать за вырученные от продажи углеводородов деньги. Мы шли по пути глобализации всего и вся - если мы лучше умеем добывать и продавать нефть, давайте туда будем все ресурсы направлять, а потом все что нужно покупать. Но если мы хотим отстаивать свои национальные интересы, мы должны быть самодостаточны в основных, ключевых компетенциях и потребностях. Все, что входит отрасли, касающиеся национальной безопасности и автономии, безусловно должно производиться на территории РФ. Такая стратегическая отрасль, как, например, авиационное приборостроение и самолетостроение, должна быть национальной. Причина простая - мы огромная страна, мы просто не свяжем все свои территории железными дорогами. Из одного конца страны в другой на поезде можно ехать неделю. Решение вопроса — авиация. Авиационная отрасль - ключевая, она обеспечивает связь разных регионов, коммуникации между удаленными объектами страны и она же - двигатель научно-технического прогресса. Просто так, в прок, изобретать самолеты никто не будет.
Привлечение инвестора — это искусство
В отсутствии внешних инвесторов, будут ли в подобные проекты вкладываться наши внутренние инвесторы? Можно ли ждать частных инвестиций или это, преимущественно, будут проекты с госучастием?
- Класс внутренних инвесторов мы, к сожалению, не воспитали. Наверное, есть какие-то финансовые или инвестиционные институты, которые обладают ресурсами, необходимыми для вложения в крупные инфраструктурные проекты. Но до этого они делали инвестиции в активы иностранных компаний, акции, и в основном деньги, заработанные на территории РФ, участвовали в глобальной экономике, они никуда не направлялись. Но защищены ли эти инвестиции, чтобы их можно было безопасно размещать? Сначала должен сформироваться инвестиционный климат. По принуждению, указам и директивам это сделать нельзя. Это внутренняя потребность и желание инвестора: прийти куда бы то ни было и приземлить здесь свои деньги. Но для этого надо создать инвестору благоприятные условия для существования. И это нельзя вписать в законы, указы, правила или какие-то положения. Инвестор это, как правило, тонкой душевной настройки субъект, который управляет какими-то финансовыми активами. Он всегда имеет возможность выбора. Нам нужно научиться создавать благоприятные условия индивидуально под каждого инвестора. Они редко приезжают сами, к ним очередь в кабинет стоит из желающих привлечь их активы.
Привлечение инвесторов - это искусство. Как есть компетенция управления инвестиционными активами для их размещения, такая же ровно компетенция по привлечению инвестиций и созданию благоприятных условий для инвесторов. Ключевым фактором является неизменность этих условий на достаточно длительном периоде времени. А у нас, как вы видите, за последние 5-10 лет прошли кардинальные изменения: и налоговое законодательство у нас поменялось, и появились всевозможные внешние факторы, которые влияют на нас. Сегодняшняя ситуация тоже влияет, у нее есть производные - логистика, доступ к импортному оборудованию. У инвестора есть только одно - деньги и желание работать. Все остальное должна сделать власть, федеральная, региональная, все ветви. А то у нас это так звучит: инвестор - это какой-то денежный мешок, и его непременно надо ограбить. Они эксплуататоры, богатые люди и что-то всегда должны. Если мы с таким отношением будем подходить к инвесторам, они от нас всегда будут шарахаться.
Работа оборонного завода в три смены — еще не мобилизационная экономика
Вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что нет смысла создавать в России мобилизационную экономику. Однако известно, что многие оборонные предприятия сейчас работают в 3 смены - это еще не мобилизационный режим?
Нет, конечно. Мобилизационная экономика, это когда все субъекты, участвующие в выполнении гособоронзаказа, действуют в одной парадигме. Пока в мобилизационном режиме работают исключительно предприятия ОПК, доля гособоронзаказа в выручке которых превышает 80%. Но для того, чтобы они решили все задачи, которые ставит перед ними государство в лице Минобороны, нужно выполнить ряд условий: прежде всего - обеспечить их энергоресурсами, причем непрерывно и круглосуточно, какие бы там ни были обстоятельства, нужно, чтобы вода, газ, тепло и свет поступали неизменно. А мы сегодня действуем в рыночных отношениях: заплатил деньги - получил ресурс, не заплатил - тебе его выключили. Материалы, комплектующие и оборудование точно так же должны поступать неизменно и четко. Ключевая составляющая в этом контексте - кадры. Без людей, даже имея деньги и оборудование, выполнить задачи, которые стоят перед промышленностью, выполняющей гособоронзаказ, невозможно. Но в этом тоже нет мобилизации.
Нам говорят: заключайте соглашение, платите деньги, мы будем для вас готовить кадры, а вы их принимайте и учите еще 10 лет, чтобы они стали инженерами. Пока там не будет наведен порядок и эти условия не будут адаптированы под мобилизационные задачи, это будет обыкновенными рыночными отношениями. А мобилизационная экономика - это когда приходит разнарядка, институт готовит специалистов для конкретных предприятий и как в армию людей мобилизуют, таким же способом они будут призваны для выполнения оборонзаказа. И тогда задача предприятия сведется к двум условиям - создавать рабочие места и обеспечивать достойный уровень зарплаты.
В России традиционно длинный временной промежуток между разработкой продукта и НИОКР и внедрением в серию. Можно ли его как-то сократить?
- Это сложнейшая задача и здесь есть несколько факторов, которые нужно учитывать. Я приведу простую аналогию на строительстве самолетов: самолет что в России, что в Китае, что в США строится одинаковое время, 3 года. Но с конвейера той же компании Airbus сходит 1,5 самолета в сутки, а у нас - 5-10 штук в год. Если мы хотим сократить цикл, количество ОКР должно быть на порядок, на 2 порядка выше, чем сейчас. Не все ОКР пойдут в серию. Даже в советское время прежде, чем ввести в эксплуатацию какой-то самолет, строили их два, потом проводили государственные испытания и тот, что имел лучшие показатели, шел в серию, а второй везли в музей. Зачастую предприятия ведут инициативные ОКР, в меру своих финансовых возможностей. Мы не можем удовлетворять любопытство и финансировать его до бесконечности.
Можно уменьшить срок путем внедрения методов и технологий автоматизации. Это 3D-моделирование, например. Не надо строить макет, достаточно сделать 3D-модель и проанализировать с помощью математической программы. Это высокотехнологичное оборудование, которое сокращает сроки производства. Но к сожалению против этого возрастают и требования. Они только ужесточаются. Люди хотят иметь надежную и безопасную технику, чтобы она соответствовала всем критериям. Эти требования будут только повышаться и их нужно выполнять. Скорее всего, сроки проектирования сложных инженерных объектов не удастся сократить. Это будет скомпенсировано повышающимися требованиями. Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Современный троллейбус, он как космический корабль, весь светится, есть интернет, цветовые табло и автономный ход. Это считается нормой. Здесь не только проблема промышленности, которая делает некоторые вещи неэффективно. Мы раскачаемся, но без помощи государства, без признания роли промышленности в экономике и социальном плане, не вывезем.
Поддержите промышленность хотя бы морально
А какая помощь нужна российской промышленности от государства в первую очередь? Какая поддержка ей нужна?
- Даже моральная. Некоторые успешные предприятия тоже нуждаются в такой поддержке. Надо говорить, что промышленность - это хорошо, промышленность - это важно, она вносит значительный вклад в экономику регионов, в социальные вопросы. Нужно сказать, что кроме того, что мы аграрный и научный регион, мы все-таки промышленным были, есть и останемся на долгие годы. Должно прийти признание к рабочем профессиям. Мотивация важна как руководителям, так и рядовым сотрудникам, кто стоит у станков, лаборантам, технологам. Помните историю о принятии закона о звании заслуженного рационализатора? Она не нашла поддержки. Мы не нашли в себе сил принять такой закон. Конечно, промышленности необходимо помогать с кадрами. Это вопрос государственный.
Все остальные сложные вопросы сопряжены с финансами. Об этом говорится десятилетиями. Если мы говорим о сложных дорогостоящих изделиях, их создание требует сроков, времени, денег и компетенций. Чтобы создать любой инвестпроект, нужны финансовые ресурсы, или это банк, или это инвестиционные ресурсы, или это государство. Доступа к длинным деньгам сегодня нет.
Все знают, что налоговое бремя на промышленных предприятиях очень высоко. Мы должны и создавать рабочие места, и платить высокую зарплату, и проводить техническое перевооружение, и финансировать ОКР, которые дадут новую продукцию и новое развитие. А источник этого всего только один - прибыль предприятия, другого нет. Сегодня ценообразование, тарифная политика и кадровая политика вымывает ресурсы из промышленных предприятий и не позволяет им развиваться теми темпами, которые сегодня требуются.
Нужно ли, может даже на федеральном уровне, жестко установленные правила взаимодействия промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций? А то любые разногласия по тарифам руководство заводов расшивает практически вручную.
- Давайте сделаем то, что мы обещаем много лет. Я много лет участвовал в заседаниях круглых столов по вопросам сверхнормативных сбросов стоков с промышленных предприятий. Я воду принимаю на заводе хуже по составу, чем ту, которую должен сбросить. Давайте хотя бы разгребем эти старые хвосты. Безусловно, нужны понятные правила на длительную перспективу, чтобы я мог учесть их в экономике предприятия. А тарифная политика должна быть понятной. Если меня сейчас спросить, сколько стоит электроэнергия, я не смогу ответить, потому что это сложнейшая формула, она зависит от мощности, которую я потребляю, от тех пиков, которые образуются. Просчитать ее и заложить на будущую перспективу невозможно. Тарифная политика должна быть единой по всей стране. Почему завод, работающий в Саратове, должен платить иные деньги, чем тот, что стоит в Туле или в Рязани?
Успешен тот, кто движется вперед
Есть ли сейчас регионы, которые смогли добиться промышленных успехов, сумели выстроить такую стратегию, что к ним идут и люди и деньги, запускают новые проекты?
- Я часто бываю в Московской области и проезжаю город Калугу. Там стоят промышленные предприятия, которые родились буквально на наших глазах в течение последних 10 лет. Они сумели создать инвестиционный климат, затянуть туда инвесторов и развернуть массовое строительство заводов. Там даже возникла проблема с людьми, даже из Москвы начали приезжать рабочие, из спальных районов. Потому что там интересно, современные предприятия, хорошие зарплаты - и люди потянулись.
Потом Тула. Развивается на глазах, мы видим, как предприятия, которые традиционно там существовали, изменили свой облик. И туда пошли и инвестиции, и люди, они начали возрождать свои предприятия и строить новые. Условия для промышленности там иные. Там есть свои лоббисты, есть те люди, которые защищают интересы промышленности. Там есть свои плюсы и минусы, но есть места, где промышленность развивается совершенно иными темпами. Они захотели стать промышленными регионами, приложили максимум усилий и получили результат.
Могли бы вы подвести краткий итог года для СЭЗ, выполнил ли завод запланированные на 2022 год задачи? Что в планах на следующий год?
- Не могу сказать, что мы к этому пришли сегодня, это была длительная кропотливая работа. Мы когда-то в свое время обозначили для себя стратегические цели, сформулировали их в определенные планы и довели до сведения руководителей подразделений. Они самостоятельно рассказали, как будут достигать этих задач. Все это мы наполнили ресурсом и начали активно двигаться вперед. Нам хотелось быть крупным предприятием с хорошей выручкой, хорошими компетенциями и кадрами, которое выпускает интересную продукцию. Мы начали двигаться в этом направлении. Ряд обстоятельств замедляли это стремление, а некоторые этому способствовали. Прирост на 20% выручки и в прошлом году и в этом стал результатом подготовительной работы. Мы к этому шли очень долго, мы себя мобилизовывали и мы были к этому готовы, и принять новые заказы, и выпускать ту продукцию, которую разработали сами.
Несмотря на все сложности, которые возникают, мы этот год признаем для себя успешным. Да, было трудно, да было немного тревожно и мы работали с очень большим перегревом. Мы еще не достигли того уровня, к которому мы стремимся. И техническое перевооружение еще не закончено, и уровень зарплат надо тянуть, и приводить к эффективности саму деятельность, чтобы оставалась прибыль, чтобы мы даже для инвесторов были интересны. Пока это будет выполняться, пока мы будем следовать этим целям, мы будем успешны.
Последние новости
Работа поликлиник в День народного единства
Саратовские поликлиники будут работать в режиме выходного дня.
Выборы нового председателя Совета в Симферополе
Митрополит Симферопольский и Крымский возглавил заседание.
Совместные усилия по профилактике правонарушений среди подростков в Саратове
Общественная палата и прокуратура работают над решением актуальных проблем
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией