«На Святой земле любой человек становится художником»

В двух небольших залах музея-усадьбы В. Э. Борисова­-Мусатова сегодня необыкновенно светло.

В двух небольших залах музея-усадьбы В. Э. Борисова­-Мусатова сегодня необыкновенно светло. На стенах — нежные, почти прозрачные, «дышащие» акварели. На первый мимолетный взгляд, картины скромны, неярки, но стоит подойти поближе и вглядеться в детали — и кажется, оторваться уже невозможно: такая от них на зрителя изливается красота Божьего мира. Все работы выполнены насельницами монастыря равноапостольной Марии Магдалины, расположенного в Иерусалиме.

В этой обители существует давняя традиция: в паломнические поездки монахини берут кисти и краски, чтобы запечатлеть мир, созданный Творцом. А чтобы этот прекрасный мир смогли увидеть и другие, матушки организовали выставку «Пою Богу моему…». До 10 апреля выставка гостит в Саратове.

«Горы и поля. Галилея», «Пустыня цветет. Весна в Иудее», «Бабушкина ваза. Россия» — такие безыс­кусные названия у картин монахинь Гефсиманского монастыря. В экспозиции представлено сорок работ. На каждой — фрагмент прекрасного мира, который создал Господь для человека. Поля, луга, горы, цветы, пальмы… Вот ваза у открытого окна с маленьким букетиком. Кажется, вдохни поглубже — и услышишь тонкий аромат этих полевых цветов, посмотришь за окно — а там непринужденное, расслабленное полуденным зноем лето. Читаем подпись к картине: «Букет у мамы. Австралия». Чья это мама, гость выставки не узнает. Ведь ни у одной картины нет подписи художника. Не о себе хотят рассказать авторы работ, не продемонстрировать свой талант. Передать благодать святых мест, поделиться светом Божией любви с теми, кто увидит эти произведения, — вот главная цель выставки.

На другой картине — аскетичный пейзаж Мертвого моря. Где­то вдали, у берега — человеческие фигуры. Простота в каждой линии — художник видит мир так, как задумал его Господь. «Это всё с любовью. Даже белый фон листа, он о многом очень говорит. Здесь бывал Господь, здесь Он проповедовал. Среди этих трав Он ходил», — пояснила в одном из своих интервью о выставке ее организатор монахиня Варвара (Вилисова).

Насельницы Гефсиманского монастыря живут в таком месте, в котором мечтает побывать каждая христианская душа. Святая земля — свидетельница рождения Христа и явленных Им чудес, Его распятия и воскресения. Эта обитель — уголок русского Православия в этих святых местах, неотъемлемая часть русской истории. Возведенный в 1888 году у подножия Елеонской горы, на территории Гефсиманского сада храм во имя равноапостольной Марии Магдалины был данью памяти императрице Марии Александровне, супруге Александра II. В 1935 году при храме сложилась монашеская община, ставшая многонациональной женской обителью: живущие здесь монахини — уроженки разных стран, выбравшие иноческий путь в лоне Русской Православной Церкви. Нынешняя настоятельница монастыря — игумения Елисавета (Шмельц) — уроженка Австралии, имеющая русские корни.

Картины в обители пишут многие насельницы, посвящая этому свободное от послушаний время. «Ни в монастыре, ни в миру в воскресные и праздничные дни не принято заниматься будничным трудом, — поясняют монахини. — Каждый проводит этот день по своему усмотрению. И мы, выходя на этюды выходного дня, смотрим, как всё хорошо сотворено… Наша живопись — отражение мига нашей радости о мире Божием».

Большинство монахинь при поступлении в монастырь, по их словам, не умели рисовать, но на Святой земле «любой человек становится художником». И в поездках по другим странам насельницы Гефсиманского монастыря стараются запечатлеть не только природу, но и бытовые сценки, эмоции людей. Их наблюдения воплощаются в небольших картинах, не превышающих формат альбомного листа. «Путевые заметки» — так называют сами художницы свои творения.

В Саратове выставка картин монахинь Гефсиманского монастыря дополнена другими редкими произведениями искусства. Среди них — печатные издания XIX века из собрания научно-справочной библиотеки Радищевского музея. Все они посвящены паломничеству на Святую землю. Гости выставки могут, в частности, познакомиться с книгами путешественника и писателя Авраама Норова. Уроженец Саратовской губернии, он в 30‑х годах XIX века побывал в странах Азии и Африки. В его книгах описаны в том числе такие достопримечательности, которые современному человеку уже не суждено увидеть, — они разрушены.

Есть на выставке и литографии братьев Чернецовых. Виды Палестины запечатлены в сложной технике. Четко прорисованные детали зданий, природного ландшафта, портретов людей дают возможность увидеть Святую землю в мельчайших деталях.

Рассматривая экспозицию «Пою Богу моему…», ты словно вместе с художниками совершаешь путешествие по святым местам — настолько реалистичны акварельные наброски и литографии. И на душе становится светло и радостно от близости Бога, глядящего на нас с полотен невидимым взглядом.

Газета «Православная вера», № 05 (697), февраль 2022 г.

[ Юлия Пиунова ]

Последние новости

В Саратовской области в 2024 году завершен ряд крупных инвестпроектов

Индекс промышленного производства превысил 100 процентов за 11 месяцев. В Саратовской области за 11 месяцев 2024 года индекс промышленного производства достиг 107,2%,

Саратовская область — лидер по сбору урожая

Несмотря на климатические сложности, аграрии Саратовской области продемонстрировали выдающиеся результаты в ушедшем году.

Экономист Беляев призвал ФАС вместо ЦБ начать бороться с инфляцией

Источник фото: pix4free.org Михаил Беляев призвал ФАС вместо Банка России начать бороться с инфляцией.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Усть-Илимске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *