13.06.2019

Ольга Копшева: Что мешает заразить туристов Саратовской областью

  Валерий Радаев в мае прославил Саратовскую область на всю Россию призывом забыть про берег турецкий и полюбить родные поля, леса и степи, которые краше не только Турции, но и Бразилии.

 

Валерий Радаев в мае прославил Саратовскую область на всю Россию призывом забыть про берег турецкий и полюбить родные поля, леса и степи, которые краше не только Турции, но и Бразилии. «Едем не в Турцию, а едем в Самойловку, едем в Перелюб – вот это наша задача. И чтобы из Турции к нам приезжали», - сказал он, выступая на очередном районном фестивале под названием «Дикий пион».

 

Уничтожить и превратить в редкость

Участников фестиваля пионы, кстати, разочаровали. Не потому, что цветок скромен своей трепетной красотой, а потому\. что цветов мало. Даже там, где их запрещено уничтожать, в Кузиной балке, капризные лепестки потрепал и оборвал накануне ветер. Но Валерий Радаев , лично приехавший научить туристов любоваться родным диким пионом, по-губернаторски глубокомысленно заметил:  «Так в этом и особенность, что его немного». Несколько лет назад с такой же отеческой любовью он отзывался о сусликах. Расписывая своим чиновникам потенциал отдаленных районов губернии, он с усердием вкладывал в их неромантичные головы уверенность в готовности туристов преодолевать любые пространственные трудности, «чтобы увидеть последнего суслика, который там остался».

 

Программное губернаторское мышление

Мечтами о развитии туризма Валерий Васильевич «заболел» с самого начала своего губернаторства. Еще в 2013 году он поручил чиновникам подготовить программу со всеми достопримечательностями родного края. Для составления этого важного документа – брать себе в помощь маститых учёных и молодых энтузиастов, чтобы вскрыть все резервы, весь потенциал.

«Мы можем смело позиционировать регион как первую космическую гавань Земли», - заявлял глава региона в 2014 году на встрече со студентами, вспомнив, что у нас приземлился Юрий Гагарин. Придумывать легенды под «сотни памятников истории и архитектуры и тысячи памятников археологии», которые есть на территории области, Валерий Радаев не стал. Но обозначил, что правительство заинтересовано в том, чтобы область стала «местом повышенной туристической активности». «Мы должны греметь ай-ай как, а мы никак что-то пока». -  Эти губернаторские слова показывали боль его души и разочарование в способностях чиновников, которые получают зарплату за развитие туризма.

Но мало что изменилось за прошедшие с тех пор пять лет.

 

303 теплохода - это база для работы

В ноябре 2018 года достопримечательностями Саратовской области Валерий Радаев пытался заинтересовать казахстанцев на форуме межрегионального сотрудничества, где председательствовали Владимир Путин и  Нурсултан Назарбаев . Но что там президенты? Рядовые казахстанцы не позарились на наших уникальных сусликов и дикие пионы.

Главным результатом прошлого лета глава правительственного комитета по  туризму Виктория Бородянская назвала 303 туристических теплохода, пришвартовавшихся за  минувшее лето у причальной стенки Саратова. Но наша область всё равно остаётся лишь 63-й из 85 регионов России в рейтинге туристической привлекательности для иностранцев. Специалисты считают: во многом – потому, что на уровне функционеров и клерков нет понимания, что туризм – это в первую очередь комфорт

 

Панорамные казусы и накладки

С экскурсоводом Галиной, которая уже более 30 лет водит по Саратову группы туристов с теплоходов, мы говорили откровенно. Потому и фамилию решили на всякий случай не называть.

Начали с далёких девяностых. Когда во главе губернии ещё стоял Дмитрий Аяцков , а Саратовом управлял мэр Юрий Аксёненко . Хрестоматийный случай наплевательского отношения к туристам, о котором пойдёт речь, был описан в саратовской областной газете.

Всё началось с того, что на площади рядом с памятником Чернышевскому разрешили построить летнее кафе. А туалеты для посетителей сделать забыли. Ну или посетители, отдохнув, как следует, забывали о туалетах. И ходили справлять свою малую нужду под стенды с панорамой старого Саратова, к которой экскурсоводы всегда подводили гостей города с курсировавших между Москвой и Астраханью теплоходов. Рассматривать старый Саратов гостям мешал стойкий запах мочи. Экскурсоводы написали коллективное письмо чиновникам с просьбой убрать кафе с главной для туристов площади Саратова. Власти прислали к кафе конные патрули полиции для устрашения писающих саратовских мальчиков. К запаху мочи прибавился запах конского навоза. Тогда с помощью публикаций в СМИ кафе всё-таки удалось закрыть.

Потом, с 2000 года, журналисты совместно с экскурсоводами несколько лет боролись с поборами на Соколовой горе. Тогда столкнулись интересы экскурсоводов с интересами директора музея боевой техники. Спору нет, тогдашнее детище Дмитрия Аяцкова с танками и окопами было для многих в диковинку. Но гостей города возили в парк Победы не из-за него, а  опять же показать панорамный вид Саратова, раскинувшегося под горой. Но директоры музея один за другим из года в год пытались не упустить свой гешефт. Они установили таксу на пронос в музей боевой славы фотоаппаратов и видеокамер. Деньги были небольшими, но по сути незаконными. Дело в том, что стоимость экскурсий в то время входила в стоимость путёвки на теплоход. И дополнительные доплаты в условия договора пассажира с турфирмой не входили. Официального документа о стоимости фотографии для туристов танка времён Великой отечественной войны в государственном музее боевой славы тоже не существовало. И потому директоры музея раз за разом настойчиво просили экскурсоводов «готовить туристов к этим поборам в автобусе, чтобы они заходили в парк уже с деньгами в руках». Но хороший экскурсовод туристу во время экскурсии – отец и мать в одном лице, и потому перед Парком Победы всегда шло напутствие: «Фотоаппараты и камеры на входе спрятать, а потом уже в парке достать».

Когда обкладывать поборами на фототехнику стали свадьбы, с критикой на дирекцию музея обрушился даже государственный телеканал. Чиновники областного правительства яростно оправдывались тем, что не себе в карман деньги собирали, а на краску для танков. Но на какое-то время музейные работники перестали стоять перед туристами с протянутой рукой. И вот сейчас, в 2019-м, у экскурсоводов снова вся надежда на журналистов.

 

И у нового директора музея боевой славы есть своя мечта

- После того, как директором музея трудовой и боевой славы стал Борис Шинчук , появилась новая установка: бесплатно по территории парка могут ходить только одинокие люди, а экскурсионные группы должны платить. Мы, конечно, всячески отказываемся от неё, но девочки из дирекции очень настойчивы. Они к нам пристают, выпытывая, от какой организации пришла экскурсия. Мы отвечаем, что идем на смотровую площадку, а нам говорят, что мы в любом случае находимся на территории музея боевой славы. Если так будет продолжаться и дальше, мне придётся водить туристов на смотровую площадку около аэропорта. – Галина   подозревает, что директор хочет заключить договоры о дополнительной оплате посещения парка Победы с саратовскими туристическими бюро. – Стоимость экскурсии для туриста и так немалая, - говорит она, называя ориентировочную сумму в 800 рублей с человека. – А если бюро не решится её увеличить, значит, ради прихоти Бориса Шинчука будет урезан гонорар экскурсовода?

Тревожат Галину и новые ворота в парк, построенные при Шинчуке. Сейчас они открыты, но ничего хорошего от их появления экскурсовод не ждёт. Боится, что начнут брать плату за проезд экскурсионных автобусов на территорию парка.

- Тогда водители откажутся заезжать. А у нас среди туристов с теплоходов много пожилых и маломобильных людей. Без автобуса их путь на смотровую площадку будет длиннее и труднее.

 

Центр Столыпина не заменит гинекологическую больницу Медведева

Вспомнила Галина и о водителях, которые ворчат из-за штрафов. Они вынуждены были платить их до последнего времени, останавливаясь перед набережной неподалёку от причальной стенки. В районе набережной тоже были сложности с проездом. Сейчас вроде удалось договориться, что экскурсионным автобусам разрешат и проезжать по набережной, и парковаться там. Но документа, подтверждающего эту договоренность, никто не видел. Вспомнила и времена директора речпорта Тимошка, который брал с каждого автобуса по 50 рублей, и год, когда теплоходы стояли на рейде, не имея возможности подойти к причальной стенке. Тогда над Саратовом нависла угроза исключения его из туристически привлекательных городов. Поговаривали даже, что проходить мимо него будут ночью.

Мы заканчиваем разговор ностальгией по советским временам.

Каждый день в Саратов заходили минимум три теплохода. Из туристов формировали несколько групп по 20-30 человек. Каждую доставляли в какой-то из музеев. Но всех обязательно провозили по Волжской, чтобы показать гинекологическую больницу Медведева, особняки Бореля и Шмидта… «А сейчас едем по Первомайской и показываем центр Столыпина на первом этаже девятиэтажного дома», - не может Галина скрыть разочарования от того, что Волжскую закрыли для транспорта, а значит, и для маломобильных экскурсантов.

Ольга Копшева

оставить комментарий

Последние новости

Алексей Сидоров встретился с жителями поселка Латухино

Алексей Сидоров встретился с жителями поселка Латухино. Многодетные семьи и жители поселка справедливо требуют наведения порядка.

Прокуратура выявила нарушения при направлении в реестр контрактов информации о заключении договора на выполнение работ по технологическому присоединению

По поручению прокуратуры Саратовской области прокуратура города Саратова провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд при реализации национального проекта «Жил

Житель Саратова получил судимость за незаконное приобретение и хранение наркотических средств

Прокуратура Волжского района города Саратова поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении 37-летнего местного жителя.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *