Рождение нового культурного кода области: I Межрегиональный фестиваль хоровых коллективов «Пушкин в музыке»
9 уникальных концертных программ. 8 поволжских регионов. 2 городские площадки.
9 уникальных концертных программ. 8 поволжских регионов. 2 городские площадки. 1 Мировая премьера. Около полутысячи участников и тысячи зрителей. Все это о нём – Первом Межрегиональном фестивале хоровых коллективов «Пушкин в музыке», который стартовал 24 мая в Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке при поддержке Минкультуры РФ.
Этих цифр и фактов уже достаточно для того, чтобы оценить масштаб и значимость этого события. Но фестиваль, взращенный в творческой обстановке филармонической дирекцией – это нечто большее, чем просто цифры. Ведь «Пушкин в музыке» обособляет две важнейшие константы нашей жизни: слово и мелодию. И делает это органично, сквозь призму творений культовой личности народного поэта. Удивительно, но в столь контрастный исторический период времени именно фестиваль хоровой музыки стал вектором красоты и изящности, не пускаясь в дебри общепринятого ныне в искусстве воспитания, элементов общества. А ведь именно хоровая музыка не раз становилась средством идеологической пропаганды, имея большую силу воздействия на широкий круг слушателей. Суть же «свежего» саратовского музыкального форума стала прямо противоположной и была понятно, кратко изложена директором Филармонии Анэтой Викторовной Николаевой: «Всё начинается с красоты». Именно этой фразой она начала рассказ о зарождении фестиваля в день его открытия, и именно «красота» стала вектором, который бережно пронёсся сквозь него за две недели. Две недели, за которые жители Саратова познакомились с удивительным разнообразием той самой красоты хорового искусства.
Удивиться в концертной программе фестиваля было чему: внезапно ворвавшемуся в тему Открытия Юрию Шевчуку с «Последней осенью» (в ней, если помните, звучит прямое обращение к великому поэту – «Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали? О том, как дышали, искали, любили…»); великим, украшающим Россию сочинениям Г.В. Свиридова из цикла «Пушкинский венок», чередующимся с полярными по тембральному звучанию татарскими мелодиями в исполнении Государственного камерного хора Республики Татарстан; Муниципальному академическому хору «Многолетие» из г. Сызрань и Губернаторской симфонической капелле под управлением Заслуженного деятеля искусств России Владимира Каширского из г. Пензы, подхватившим цикл Свиридова и дополнившим его исполнением русских народных песен; аутентичной Хоровой капелле Удмуртии, в исполнении которой наряду с произведениями на стихотворения А. Пушкина прозвучала музыка П. Чайковского, Г. Корепанова, Ю. Толкача; яркому Государственному камерному хору республики Мордовия.
Отдельным проектом внутри фестиваля стал концерт «Голоса Поволжья» к Дню защиты детей. Программа этого концерта готовилась с 29 по 31 мая на мероприятиях фестиваля – хоровой лаборатории «Сводный детский хор» и хоровой мастерской «Поющий хормейстер». До концерта все желающие могли в прямом эфире наблюдать трансляции открытой репетиции «Театра Хоровой Музыки» под управлением художественного руководителя коллектива – Людмилы Лицовой – Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, и работу Хоровой мастерской «Поющий хормейстер» под управлением Игоря Матюхова – Заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. «Голоса Поволжья» стали тем самым «арт-объектом» фестиваля, в котором зрители смогли получить наслаждение как от конечного результата, так и от самого процесса.
В рамках этого концерта состоялась мировая премьера сочинения Р. Имамутдинова «Юмореска» на слова А.С. Пушкина в исполнении «Поющих хормейстеров» Приволжского федерального округа. За дирижёрским пультом стоял сам автор произведения.
Впереди – камерный хор «Нижний Новгород», Чувашская симфоническая капелла. Завершится фестиваль в день рождения Александра Пушкина — 6 июня. В одной концертной программе выступят Театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой с произведениями на стихотворения национального поэта, и заслуженный артист РФ Павел Любимцев с декламацией поэтических сочинений классика. Любимцев хорошо известен, как ведущий цикла передач «Путешествия натуралиста», выходившего около 10 лет на федеральных телеканалах, и заведующий кафедрой мастерства актёра Театрального института имени Бориса Щукина («Щуки»). В Саратове Павел Любимцев в разные годы был участником фестивалей имени Генриха Нейгауза с моноспектаклями, выступал в цикле «Сказки с оркестром».
Хоровые фестивали и конкурсы являются сегодня одной из самых актуальных форм детского и юношеского музыкального исполнительства – прекрасным примером были хоровые ассамблеи «Золотые огни Саратова». Но не так часто можно столкнуться с фестивалем, который объединит единой идеей профессиональные хоровые коллективы. Саратовской Филармонии удалось «провернуть» такое в рамках ПФО, тем самым дав повод называть Саратов хоровой столицей Поволжья. Причем большая часть «знакомств» с хорами регионов досталась жителям нашего города абсолютно бесплатно – концерты проходили и проходят на открытой площадке в Городском парке.
Фестиваль этот вселил большие надежды. Как минимум, новым (старым, но забытым) прочтением самого понятия «фестиваль» – демонстрацией лучшего; пониманием смысла музыки и слова, который явно оказался донесённым до исполнителей, если учесть многократное заслуженное долгое браво зрителей. Ведь в каждом из концертов нам был продемонстрирован качественный, яркий, полнокровный стиль исполнения. Что ещё очень понравилось – отсутствие ложной многозначительности, которой нередко сопровождается преподнесение знаковых проектов. Представление музыки, в первую очередь, как музыки, а слова – как слова. Без преобладания «концепции» или чего-то подобного вне самих звуков. «Пушкин в музыке» не стал распыляться на аффектированные реплики, ведь еще перед открытием фестиваля было скромно сказано: «Посмотрим, что из этого получится». И получилось искреннее и свободное, но явно сильное переживание музыки и стиха, понимание значения автора и его произведений, и, в то же время, сугубо музыкантская пропетость, филармоническая стройность, исполнительский блеск. Получился такой молодой, действительно летний взгляд на строгую, почтенную классику, на собрание нетленной красоты.
Нет сомнения, что все мы присутствовали при рождении нового, очень яркого, молодого культурного кода Саратовской области. Не так ли возрождаются лучшие традиции современного российского хорового музицирования? Конечно, есть ещё над чем работать, но сегодня это, очевидно, один из лучших фестивальных проектов области. Давайте признаем — Первый Межрегиональный фестиваль хоровых коллективов «Пушкин в музыке» — это круто. Ждём второй! Вакансия Хоровой столицы страны до сих пор открыта…
Автор Алексей ОлексеенкоПоследние новости
В Энгельсской городской клинической больнице №2 имени А.Г. Кассиля» заработал второй новый лифт
Здесь располагаются отделения неврологии, где лечат пациентов с нарушением мозгового кровообращения, отделение реанимации и интенсивной терапии, отделение пульмонологии, отделение медицинской реабилитации,
В Саратовской области по иску прокуратуры земли водного фонда возвращены в федеральную собственность
Прокуратура Новобурасского района Саратовской области провела проверку исполнения земельного и водного законодательства.
В Ершове иностранец пошел под суд по обвинению в нарушении правил дорожного движения, в результате чего двое человек погибли
Прокуратура Ершовского района утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 32-летнего Республики Кыргызстан.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи