Особенные и обычные дети

В современном образовании стойко приживается понятие об особенностях. Говорят про особенности развития, об особых образовательных потребностях или возможностях, о особенностях здоровья.

В современном образовании стойко приживается понятие об особенностях. Говорят про особенности развития, об особых образовательных потребностях или возможностях, о особенностях здоровья.

Так что же это за особенности такие? Ведь каждый хочет быть особенным.

Для начала необходимо разобраться в терминах.

Особые возможности здоровья (ОВЗ)

Если просто прочитать эти слова, то никакого особенного смысла в них нет. Ведь у каждого из нас свои особенные возможности здоровья. Кто-то высокий и быстро бегает, кто-то невысокий и отлично прыгает, у кого-то насморк, а у кого-то язва. Это все особые возможности нашего здоровья.

Но для образования все иначе.

В образовании ОВЗ – это такие особенности, которые не дают ребенку возможности получать образование на общих условиях.

Ему требуется создание особых условий для получения образования.

Особые условия 

И тут тоже из названия не вытекает очевидных ответов. Многим из нас необходимы особые условия для получения образования: кто-то продуктивнее работает утром, а кто-то вечером. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кто-то может только через текст. Для кого-то публичные выступления – это весело, а у кого-то начинается паника и он забывает даже то, что отлично знал. Для каждого нужны свои, особые условия.

Но в образовании, как мы помним, все иначе. Особые условия делятся на несколько категорий: адаптированная программа, технические средства (это особенно актуально для детей с нарушением слуха или зрения, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата) и специалистов, которые необходимы ребенку.

Например, ребенку с нарушением слуха необходим не просто дефектолог, а именно сурдопедагог.

А ребенку, у которого нет вокальной речи, нужен не просто логопед, а специалист по альтернативной коммуникации.

В среде специалистов, работающих в образовании, существует два лагеря. Одни говорят, что у детей есть особые образовательные возможности. И этот лагерь стойко отстаивает коррекционные школы.

Логика тут простая: если ребенок не может освоить материал – это его проблемы. Мы, педагоги, тут ни при чем.

Есть программа, стандарты, не интересно на занятии – ну, переводитесь в коррекционную школу, там всех научат. Дворники всегда нужны.

Второй лагерь – это те, кто говорит об особых образовательных условиях. Тут логика иная: для того чтобы ребенок освоил программу, нам, педагогам, надо постараться и сделать все для того, чтобы помочь ребенку.

А это очень сложная задача, если педагог один, а детей 30.

Здесь сразу вспоминается про «один в поле не воин».

И это действительно так.

Для того чтобы создать те самые особые условия, необходимы специалисты.

Нужны тьюторы и ассистенты. Нужны психологи, дефектологи и логопеды. Нужна команда тех, кто слаженно работает.

В таком случае, если в группе находится ребенок, который не может освоить программу на общих условиях, тьютор ее адаптирует. Если у ребенка проблемы с самообслуживанием, то ассистент помогает ему. Дефектолог помогает с развитием западающих областей, логопед (при необходимости) работает над речью или над альтернативной коммуникацией (карточки, планшет, синтезаторы речи), психолог помогает не только ребенку, но и педагогу, группе и родителям для того, чтобы вся эта махина заработала.

Ну что, кто еще хочет быть особенным?

Получается, что образование попадает в поле двойных стандартов.

Вроде бы все дети у нас особенные, все мы работаем на развитие их индивидуальности.

Но есть и особенные «особенные» дети. И быть особенным – это хорошо, а особенным «особенным» не очень.

И в этих двойных посланиях живут не только педагоги, но и родители. Приходя в учебное заведение, они скрывают «особые особенности» своего ребенка. Они часто говорят педагогам про «сложный характер», про то, что «дома он так себя не ведет», что «вы просто не можете найти к нему подход».

Потому что это очень страшно, когда у тебя «особенный» ребенок.

По ТВ, на центральных каналах говорят о том, что это родители виноваты в болезнях своих детей, что только у родителей-алкоголиков рождаются дети-инвалиды. Это далеко от истины, и профессиональное и научное сообщество каждый раз опровергает эту информацию, но подобные заявления всегда делают рейтинги. А выбирать между правдой и деньгами очень сложно.

При таких посланиях родитель никогда не согласится с «особыми» особенностями своего ребенка. Потому что при такой схеме это он, родитель, виноват в том, что у него такой ребенок.

А если родитель «особенности» своего ребенка не признает, у образования практически нет возможности создать особые условия для того, чтобы ребенок получал образование.

Замкнутый круг

Родители не хотят особенных детей, они хотят обычных…

И педагог остается один на один с 29 особенными детьми и одним особенным «особенным». И это он во всем виноват, не может найти подход, неправильно учит. И у него, так же как и у родителя, нет никакой поддержки. Потому что стандарты и экзамены, жалобы в департамент.

Так с кого же начать распутывать этот клубок?

Может быть, с развития социальной инклюзии.

Когда на центральных каналах вместо обвинений родителей будут говорить про то, что бывают больные и здоровые и с этим можно жить.

Что все дети имеют право на образование и жизнь, что в будущем они найдут себе работу. Потому что экономически выгодно иметь работающего гражданина, который платит налоги, а не того, кто живет всю жизнь на социальную пенсию по инвалидности.

Может быть, стоит поддерживать педагога, к которому пришел «особенный» ребенок.

Добавить ставку помощника на время адаптации ребенка, подключить специалистов.

Может быть, психологу разговаривать с родителями о том, каково это – растить особенного «особенного» ребенка. Искать ресурсы и возможности для комфортной жизни.

Потому что если и родитель, и педагог, и общество будут относиться к «особенным» особенным людям так же, как и к «неособенным», то жить станет проще и комфортнее.

Не имеет смысла настаивать на инклюзии в образовании, если во всех остальных общественных институтах ее нет.

Источник .

Последние новости

«Современные тенденции эстетической стоматологии»

Сотрудники клиники стоматологии СГМУ, Лерник Абаджян и Армен Нагапетян посетили теоретический курс по современным тенденциям эстетической стоматологии в Москве.

Репортаж. Когда откроется в Саратове новый онкоцентр за 8 млрд рублей?

Точная дата начала работы нового областного онкологического центра в Саратове до сих пор неизвестна.

Коллектив Арбитражного суда Саратовской области поздравил  Сидорову Ю.И. с назначением на должность судьи Арбитражного суда Центрального округа

27.12.2024 коллектив Арбитражного суда Саратовской области поздравил судью Сидорову Юлию Игоревну с назначением на должность судьи Арбитражного суда Центрального округа, пожелав ей дальнейших успехов в осуществлении правосудия.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Курске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *