Два старинных дома в центре Саратова чудом избежали сноса. Но судебная борьба для них еще не окончена
«БВ» уже писал о том, как жильцы двух саратовских домов бросили вызов системе, нацеленной на тотальное уничтожение исторического центра.
«БВ» уже писал о том, как жильцы двух саратовских домов бросили вызов системе, нацеленной на тотальное уничтожение исторического центра.
Три литеры и пять экспертиз
С одной стороны, существует Программа расселения ветхого и аварийного жилья в Саратовской области, и работает на выполнение этой программы муниципальная межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов. Именно она признает дома аварийными и отправляет под снос и ветхие бараки на окраинах, и вполне еще крепкие дореволюционные постройки в центре.
С другой стороны, есть не согласные с вердиктом комиссии жители, уверенные, что экспертиза, на основании которой выносит решения этот орган, проходит формально и дает нужные для чиновников заключения. Примеры судов, где жильцы оспаривают выводы комиссии, есть, но о победах жителей над системой еще недавно было не слыхать.
Но 16 декабря 2021 года произошло знаменательное событие: судебная коллегия облсуда по административным делам под председательством Марины Литвиновой отменила решение Кировского районного суда , вынесенное 26 августа 2021 года судьей Еленой Сорокиной , и отправила дело на новое рассмотрение.
Это решение касалось дома в Саратове по адресу улица Гоголя, 57, который был признан аварийным той самой межведомственной комиссией, а на основании вердикта комиссии мэр издал распоряжение о сносе дома. Комиссия положила в основу заключение фирмы ООО «Проекты и решения» из Петрозаводска, сделанное в ноябре 2020 года. Как оно было получено – непонятно, ведь эксперты из фирмы, если верить заключению, обследовали даже подвали и чердаки, которые все время на замке?
Дом № 57 по ул. Гоголя состоит из трех литер – трех отдельно стоящих зданий, два из которых были построены в 1892 году, третий возвели в 1917 году. При этом в литере А расположено общежитие, эта постройка действительно нуждается в серьезном ремонте. Но в целом жители постоянно вкладывают в общедомовое имущество немалые деньги, регулярно за свой счет проводят ремонты, обновляют жизненно-важные системы. В техпаспортах от 2015 года есть информация, что процент износа дома варьируется от 40 до 55%, но как же в 2020 году он вдруг дошел до стадии развалины, которую нужно быстрее снести?
Жильцы уверены, что решение об аварийности трех зданий по улице Гоголя, 57 было принято по… фотографиям, причем, только литеры А! Выводы по другим литерам почти идентичны, а потому комиссия пришла к выводу, что «производить капитальный ремонт жилого дома нецелесообразно, здание необходимо запланировать под снос».
Тогда жители на свои деньги наняли для обследования саратовскую фирму ООО «Технострой» . А она пришла к совершенно другим выводам: средний физический износ литеры А составил 59,5%, а другие корпуса на Гоголя, 57 оказались и того лучше: литера Б в среднем изношена на 44,3%, В на 43,6%.
В итоге жильцы подали иск в Кировский районный суд, и «битва экспертов» продолжилась уже там. Ответчиками по административному иску стали мэрия Саратова, районная администрация, межведомственная комиссия, городской комитет по ЖКХ, административное дело рассматривала судья Елена Сорокина.
Судья по собственной инициативе назначила еще одну экспертизу – в ООО «Независимая Оценка и Судебно-Технические Экспертизы» . Но выводы фирмы суд не устроили. И это понятно: в заключении специалисты написали, что литер А имеет износ 50-56%; литер Б – 45%; литер В – 50%. Никаких препятствий, чтобы привести дом в техническое состояние в соответствии с требованиями СНиП и ГОСТ, нет.
И тут судья Сорокина сделала смелый шаг: чтобы отказать жильцам и объявить заключение комиссии непогрешимым, она сослалась на документ, которого нет в природе! Выводы экспертов, нанятых чиновниками, сомнению не подлежат, а что касается прочих экспертных организаций, то они, оказывается, не включены «в перечень экспертных организаций, предусмотренных Межгосударственным стандартом зданий и сооружений Правил обследования и мониторинга технического состояния ГОСТ 31937-2011».
Поэтому опираться на их выводы нельзя! Однако адвокат Петр Матвеев , представлявший интересы жильцов, раскусил эту хитрость и указал в апелляционной жалобе, что «перечень экспертных организаций, предусмотренный Межгосударственным стандартом…» вообще не существует в природе.
Апелляция поддержала адвоката, отменила решение Елены Сорокиной и вернула дело в тот же суд. Нам, признаться, было очень интересно узнать, как будет выпутываться Кировский суд из всей этой истории. Но судья Сорокина 21 февраля 2022 года просто снова отказала истцам, и да и все. И в облсуд снова полетела жалоба.
Заниматься домом на Гоголя, 57 облсуд начал в апреле, а решение коллегия под председательством Анны Домниной , вынесла только 24 ноября. В промежуток размером в семь месяцев уместились две экспертизы, которые облсуд назначит по собственной инициативе. Таким образом, скромный дом на Гоголя пережил целых пять экспертиз!
В итоге облсуд отменил решение Кировского райсуда в части: заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу было признано незаконным, как и распоряжение горадминистрации о расселении.
- У властей есть полгода, чтобы оспорить апелляционное определение в Первом кассационном суде, – говорит адвокат Петр Матвеев, – и у меня нет сомнения, что жалоба будет подана, дело о доме ул. Челюскинцев, 79 показало, что чиновники бьются до конца.
Квадрокоптер летел, он войны не хотел
Этот дом – тоже локальная знаменитость , ведь на сегодняшний день сторону жильцов, а не муниципалитета, приняли все три судебных инстанции. Решение, которое отменило вердикт межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, судья Волжского районного суда Татьяна Садомцева вынесла в январе этого года.
Но сначала крепкое строение на улице Челюскинцев, 79, состоящее из двух литер, тоже угодило под маховик уничтожения, так как в 2020 году межведомственная комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу. При этом литер Г дома был действительно ветхим и к тому же необитаемым, а в литере Д, вполне крепком, жило 9 семей. Забегая вперед, скажем, что суд выявил, что экспертов чиновники даже не привлекали, «обследование многоквартирного дома не проводилось, а решение основано сугубо на техническом заключении».
- Волжский суд назначил экспертизу, которая показала, что литер, в котором проживают 9 семей, не имеет аварийного состояния, его износ всего 40 процентов, – рассказал нашему адвокат Петр Матвеев, представлявший интересы жильцов. – Конечно, чиновники начали говорить, что будут оспаривать это заключение.
По словам Петра Матвеева, противоборствующая сторона вообще вела себя высокомерно, указывая на пропуск процессуальных сроков, который произошел из-за того, что жильцы поздно узнали, что их дом «приговорен».
- Истцам на суде заявили, что они имели возможность сами все узнать на сайте горадминистрации, но прокуратура Волжского района подчеркнула, что межведомственная комиссия нарушила права жильцов, не проинформировав о заседании, на котором дом признали аварийным, – пояснил Петр Матвеев.
По словам адвоката, чиновники были настолько уверены в своей победе, что даже заказали съемку спорного дома квадрокоптером, видимо, надеясь получить доказательство, что крыша литера «Д» совсем ветхая. Увы, доказали они прямо противоположное, потому что износ кровли по заключениям экспертизы составил всего 10%…
Апелляция в облсуде 6 октября оставила в силе решение судьи Садомцевой, а в конце ноября мэрия проиграла и кассацию. Таким образом, суды установили, что ветхий литер Г можно снести без вреда для строения, где живут семьи.
- Нам очень помогла поддержка прокуратуры, куда жильцы обратились еще до суда и в итоге прокурорские тоже вышли в суд для защиты интересов жителей, – рассказывает Петр Матвеев. – Однако сейчас прокуроры стараются не судиться с комиссией, хотя по регламенту она обязана сообщать жильцам, что их дом признан аварийным. У членов комиссии есть право ставить под сомнение выводы экспертов, требовать новых обследований, но я не слышал, чтобы кто-то из членов этим правом воспользовался.
По словам адвоката, два выигранных дела – это серьезный фактор, показывающий, что бороться против тенденции тотальной зачистки исторического центра можно и нужно. Сейчас в работе у Матвеева еще два дома – по ул. Гоголя, 25 и Комсомольской. 21. Адвокат считает, что здесь тоже «натянули аварийность».
Тем не менее, и дом на Гоголя,57, и дом на Челюскинцев,79 значатся в Реестре аварийных домов, размещенном на сайте мэрии. Видимо, дело в том, что самая поздняя версия реестра сформирована 24 октября 2022 года .
Справка «БВ». В программу переселения граждан из аварийного жилья вошли дома, признанные аварийными с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года. По первому этапу – до 31 декабря 2023 года – планируется расселить порядка 7 тысяч человек, проживающих в 202 аварийных домах общей площадью 130,9 тыс. кв.метров. Это 14 муниципалитетов, в том числе Балашовский, Балаковский, Вольский, Ершовский, Пугачевский, Петровский и другие.
Источник: https://www.business-vector.info/dva-starinnyh-doma-v-155194/
Последние новости
Врачи СГМУ провели уникальные операции на позвоночнике
В травматолого-ортопедическом отделении №3 НИИТОН СГМУ успешно проведены две сложнейшие операции по коррекции деформации позвоночника у пациентов с редкими формами патологии.
Врачи СГМУ провели уникальные операции на позвоночнике
В травматолого-ортопедическом отделении №3 НИИТОН СГМУ успешно проведены две сложнейшие операции по коррекции деформации позвоночника у пациентов с редкими формами патологии.
На площадке областного министерства здравоохранения прошло постоянно действующее совещание для руководителей медицинских организаций области
В начале совещания Владимир Александрович вручил первому заместителю министра Елене Степченковой медаль «За содействие донорскому движению».
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией