Миссионерское высказывание, которое не боится быть литературой
Новая книга саратовской писательницы Екатерины Федорчук «Последнее письмо» посвящена судьбе Юрия Новицкого, юриста и общественного деятеля начала XX века, который прославлен Православной Церковью как новомученик.
В последнее время часто возникает вопрос о целесообразности бумажных книг: удобнее и практичнее кажется электронный формат, да и качество печати зачастую оставляет желать лучшего. Тем удивительнее держать в руках книгу-артефакт, в которой все взаимосвязано, все работает на единую цель: от обложки и корешка до иллюстраций и приложений. Обложка книги не простая, а составная: одна часть выполнена в дорогой и редкой технике шелкографии — яркая, пасхальная, а вторая ее половина — из необработанного картона. И это не какой-то недочет, а символ разлома, произошедшего в описываемую эпоху, духовного богатства главных героев и скудости, жестокости материального мира, их окружавшего.
Время действия — 1922 год. Создатели книги (и тут я говорю не только об авторе, но и о дизайнере Анастасии Новик, и о художнице Анастасии Дзюбе, чьи иллюстрации не просто дополняют повествование, но находятся с ним в неразрывной связи), кажется, буквально восприняли постмодернистский слоган о том, что текстом может быть что угодно, стоит лишь наполнить предметный мир дополнительными смыслами. Осуществился их замысел — не только сложный, но и дорогой в исполнении— благодаря инициативе Дмитрия Лизунова, без финансовой поддержки которого книга вряд ли бы увидела свет. И вот, перелистывая страницы, мы видим предисловие на крафтовой бумаге, повесть и очерки — на мелованной, фотографии-вкладыши — на кальке, как знак того, что все люди, на них запечатленные, мертвы. И только погрузившись в чтение, понимаешь: игра в визуальные и тактильные эффекты затеяна не ради игры, не в рамках постмодернистского дискурса, а для того, чтобы приблизить к современному читателю события столетней давности. Впрочем, с этой задачей Екатерина Федорчук вполне справляется и с помощью литературных приемов.
* * *
Основную часть издания занимает повесть «Последнее письмо». Начинается она эпиграфом из Откровения Иоанна Богослова, но на этом сходство со сложившимся за последние несколько десятилетий жанром беллетризованного жития заканчивается. И пусть первые же строки повести — разговор о Боге, но разговор этот ведут двое красноармейцев. Мы проваливаемся в прошлое — без подготовки, без описаний и дат, и нам ничего не остается, кроме как попытаться самим угадать время, место и социальное происхождение героев по тону диалога. Прием в какой-то мере психологический: читателю не дают остаться потребителем литературного продукта, с самого начала ему приходится потрудиться, приложить мыслительные усилия, заполнить пробелы собственными соображениями и воображением, а потом сверить свои предположения с текстом. Впасть в состояние благостной расслабленности, в которое порой погружает читателя так называемая православная литература, не удастся: это чтение, требующее от нас непрерывного интеллектуального и душевного труда.
Здесь Екатерина Федорчук не идет по проторенному уже почти столетие назад Борисом Зайцевым пути. Ничуть не желаю умалить достоинств его прекрасной в своей простоте прозы, ставших уже классикой повестей «Алексей Божий человек» и «Преподобный Сергий Радонежский», но не могу не заметить, что его современные последователи частенько заменяют простоту упрощением. Екатерина Федорчук в своей повести ищет новый язык и ставит перед собой задачу не просто изложить биографию святого или протоколы процесса по делу об изъятии церковных ценностей, а сделать так, чтобы читатель проживал события вместе с героями, ставил вопросы и искал ответы, а не получал их готовыми от автора.
* * *
Поклонники «Трибунала», дебютного романа писательницы, в какой-то мере уже были готовы к нестандартному подходу. Следуя в начале «Последнего письма» за двумя представителями класса-гегемона, я невольно вспомнила, что в «Трибунале», действие которого разворачивается за несколько лет до этого в Саратове, гонения на Церковь описываются с точки зрения явного антагониста, чекиста Романа Хацкелеева. Начало повести заставило меня предположить, что и здесь писательница собирается прибегнуть к подобному приему. Но я ошиблась: Екатерина Федорчук избежала самоповтора, а сцена, показанная нам глазами красноармейцев (один из них оказывается уроженцем Саратова, что тоже напоминает о первом романе автора), — всего лишь интерлюдия, погружающая в эпоху и содержащая небольшую отсылку для верных и внимательных читателей.
* * *
Повествование большей части повести сосредоточено на последних днях жизни Юрия Новицкого, а точнее, на его последнем письме — записке, которую герой написал своей матери перед казнью. Эта записка действительно существовала, по крайней мере, ее окончательный вариант. И это тем удивительней, если знать, насколько непростыми были отношения Юрия Новицкого с матерью. Здесь автор словно перекидывает мостик между столетиями, находит то, что может живо отозваться в современном читателе. Даже верующему человеку трудно осознать мотивы, которые двигали людьми, которых Церковь называет новомучениками. Готовность умереть за правду, защищать подсудимого в заведомо проигранном деле — все это может показаться или очень далеким от сегодняшней действительности, в которой государство не преследует Церковь, или, с точки зрения обывательской, даже глупым. А вот проблема детско-родительских отношений, которая не заканчивается с детством, к сожалению, остается для современного человека актуальной и, возможно, звучит даже более остро, чем раньше. Об этом пишутся книги, психологи ищут пути решения вместе с пациентами, а терапия может длиться годами. Мнения специалистов сходятся в одном: если любви между родителями и детьми нет, то она вполне может быть заменена долгом. Но такой расклад для христианина кажется недостаточным: даже в Евангелии рядом с констатацией, что враги человеку домашние его (Мф. 10 , 36), мы видим заповедь о любви к ближнему. Главный герой повести — прежде всего христианин, и он на протяжении всей этой истории пытается найти в себе любовь. Таков путь, по которому читатель проходит вместе с героем.
Это невольное соучастие делает судьбы и подвиг новомучеников советского времени более понятными и близкими нам, людям XXI века. Повесть о святом юристе Юрии Новицком — миссионерское высказывание, которое не боится быть литературой.
Газета «Православная вера», № 14 (706), июль 2022 г.
[ Виктория Черёмухина ]Последние новости
Губернатор провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом
Губернатор Роман Бусаргин провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом.
С 1 января 2025 года налогоплательщики смогут подать жалобу в упрощенной форме
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФ вводится новый порядок рассмотрения жалоб.
По материалам прокуратуры города Саратова возбуждено уголовное дело по факту использования подложного документа
Прокуратура города Саратова провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований