Нам отвечает святитель Феофан
Вопросы, вопросы – сколько их возникает у человека на протяжении жизни. А когда мы начинаем воцерковляться, вопросам, кажется, нет числа.
– Я одинокий человек. Для спасения души мне обязательно уходить в монастырь?
– Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение с Церковью и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь.
В монастыре спасаться лучше; но лучше ли сие для вас, это другой кто мог бы вам сказать, я же не могу. Приложите молитву, чтоб Господь определенно указал вам, как поступить. Господь близ, всех любит и всем хощет спастися. Не презрит и вашей молитвы. Только молитесь от всего сердца. От монашества не отрицайтесь.
Говорите, что вас приглашают, смотря на вашу монашескую жизнь (среди мира). Следовательно, поступивши в монастырь на монашество, вы не новое что восприимите, а обычное уже вам. Прибавка одна, что все должно уже быть не по своей воле. Но это хоть и тяжеловато иной раз, но имеет преимущество, что все делаемое по сему благоприятнее Богу и на нравственный строй влиятельнее.
Господь да устроит путь ваш, как Ему благоугодно и для вас спасительно. Предайте себя в руки Его, и Он сотворит. Божие приходит незаметно.
Суета и скорби– Как достойно терпеть беды и проблемы? Как не впасть в уныние?
– Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпения, с упованием на милость Божию. Все от Бога – и приятное, и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается во благо: для очищения, для смирения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо.
Перетерпите это время, наступят светлые дни. Благодушествуйте. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение.
– С детства водили детей на богослужение. Сейчас они подросли, идут в храм с неохотой. Видно, что сомневаются в своей вере. Что делать?
– Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ее приемлемость пресекается возмущением веры.
Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры; или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость – исстари ведомого.
– Большую часть жизни поглощают работа и рутинные дела по хозяйству. На молитву, храм, на любимые хобби не остается ни времени, ни сил. Что делать?
– Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что это отбивает от других любимых занятий. Что же делать? Таково уже дело хозяйское. Ничего тут не остается, как терпение. На то и обречена настоящая жизнь, чтобы работать в поте лица, а не философствовать. Это наша всеобщая епитимия. Но умудряйтесь как-нибудь облегчать эту тяготу. Чем? Когда умовыми занятиями, когда эстетическими удовольствиями, когда утешениями взаимно-общения братского с другими. Наиболее же удовлетворением религиозных потребностей и стремлений.
Самая большая опасность от неустанных хлопот есть подавление религиозных чувств. И очень жаль; совсем охладеть, как вы боитесь, очень можно. Но это неот природы житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть: и мыслями, и чувствами, и желаниями, и заботами – в одно житейское.
А ведь этого может и не быть. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело и будет окутано Божеским одеянием, а не выбьет Бога из души. Затем, переходя от дела к делу, на переходе выгоняйте из души все житейское, и будьте с Богом вниманием и чувством или повторяйте какой-либо стишок из псалмов.
Берите книгу о молитве и читайте углубляясь. Понемножку и оживет молитвенное к Богу восхождение. Заботу о сем помните и Господа молите, чтобы Он не лишил вас молитвенных утешений. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряженнейшего труда и притом непрерывного.
Правила диалога– На работе и дома постоянно вспыхивают конфликты. Как не допустить их развития? Ведь потом бывает сложно наладить с человеком отношения.
– Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых – уметь держать себя при сем и действовать.
Первое – легко. Стиснул зубы и молчи, а второе – очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет, и чрез слова, и чрез дела, и чрез движение, и чрез мину; это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыты, извольте учиться.
Наука проста, но трудно заучиваема. Именно в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь, и дело пойдет ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведет худого действия, ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный.
Извольте теперь из того случая взять себе урок. Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтоб изгладить неприятное чувство, и вперед по сему действуйте.
– Сложно управлять – и подчиненными на работе, и детьми в семье, да и самим собой тоже. Что посоветуете?
– Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал, и чтоб было. Люди свободны, а команда – не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя, Господи!
Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение: как смели, ведь «я» сказал. Это о том, что по должности вашей.
Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо. Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие не отложное: не жалеть себя. Не жалеть себя – не значит горы на себя наваливать, а ту же обычную жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.
«Православное Заволжье»
[Подготовила Марина Шмелева ]Последние новости
Губернатор провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом
Губернатор Роман Бусаргин провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом.
С 1 января 2025 года налогоплательщики смогут подать жалобу в упрощенной форме
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФ вводится новый порядок рассмотрения жалоб.
По материалам прокуратуры города Саратова возбуждено уголовное дело по факту использования подложного документа
Прокуратура города Саратова провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку