Навстречу Рождеству
С помощью 40-дневного поста Святая Церковь постепенно подводит нас к светлому празднику Рождества Христова, давая возможность прочувствовать все величие события Боговоплощения,
Первые отголоски грядущего воплощения Бога Слова мы слышим на Введение Пресвятой Богородицы во храм, спустя неделю после начала поста. Во время канона на утрене начинают петься рождественские ирмосы — «Христос раждается, славите». Начиная со дня памяти апостола Андрея Первозванного (30 ноября / 13 декабря) к ним добавляются предпраздничные стихиры. Службы двух последних перед праздником Рождества недель посвящены воспоминанию праотец и отец — предков Иисуса Христа по плоти и вообще всех ветхозаветных праведников, не дождавшихся во время земной жизни исполнения своих чаяний о пришествии Спасителя. Особое внимание в этих службах уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, прообразовавшим в рове со львами и в огненной печи сошествие Христа на землю: «Прописуяй бу́дущая соше́ствию Христо́ву Дании́л/ зве́ри, я́ко о́вцы, показа́ всем я́ве...» , «Число́м и ве́рою Боже́ственныя Тро́ицы безбо́жие низве́ргше,/ в пещи́ де́ти о́бразы чу́вственными сокрове́нныя Бо́жия та́йны ми́ру прояви́ша» .
Но особую роль в подготовке верующих к достойной встрече Рождества Спасителя играют дни предпразднства. Церковный устав выделяет Рождество Христово из числа других двунадесятых праздников не только 40-дневным постом (по подобию Великой Четыредесятницы), но и уникальным пятидневным периодом предпразднства. На протяжении этих пяти дней, со 2 по 6 января, Типикон предусматривает усиление поста — отказ от рыбы, что способствует возникновению аналогий между этими днями и Страстной седмицей.
Соотнесение дней предпразднства Рождества с предпасхальной неделей особенно ярко выражается в канонах повечерия, составленных по подобию канонов Страстной седмицы. Повечерие служится не во всех храмах, но те, кому посчастливится побывать на этих умилительных службах, получат возможность через поэзию богослужения воспринять мысль о том, что воплощение Бога Слова, умаление Им Себя, восприятие образа раба являлись для Него своеобразным крестом — первым крестом, на который Он восшел, родившись в пещере, претерпевая с первых дней Своей земной жизни гонения и скорби ( «Новотвори́ши земноро́дныя, пе́рстен быв, Зижди́телю./ Я́сли же, и пелены́, и верте́п — Твоего́ смире́ния о́бразы...» ). Вольное сошествие Христа на сотворенную Им землю песнотворцы канонов призывают нас встретить, принеся в качестве подарков Новорожденному слезы покаяния, чистую душу, крепкую веру и добрые дела: «Тала́нт де́лы благи́ми возрасти́вше, я́коже да́ры да́вшему,/ вме́сто зла́та, и лива́на, и сми́рны принесе́м Христу́...» .
Сквозь строй удивительных песнопений предпразднства всё громче пробивается главная мысль: «Ра́дуйся, не́бо, и земле́, весели́ся:/ Бог бо наш, быв пло́тию от Де́вы Отрокови́цы, ражда́ется...» ! Присутствуя в эти дни на вечерних богослужениях, мы путешествуем за звездой вместе с волхвами, приближаемся к Вифлеему со Святым семейством, с Ангелами и пастухами готовимся узреть в вертепе Богомладенца. Слово во плоти в трепете готовится встретить вся Вселенная: «Земля вся, зря́щи/ Бо́жие снизхожде́ние, весели́тся:/ волсви́ да́ры Мне прино́сят,/ Не́бо свы́ше веща́ет звездо́ю,/ А́нгели сла́вят,/ па́стырие, свиря́юще, дивя́тся,/ я́сли подъе́млют,/ я́коже престо́л Мя огнезра́чный...» .
Мысль о схождении Господа с Престола Небесного к людям на землю, о даре вечной жизни, который Он готов нам принести, прослеживается и в тропаре предпразднства: «Гото́вися, Вифлее́ме,/ отве́рзися всем, Еде́ме,/ красу́йся, Евфра́фо,/ я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы:/ рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,/ в не́мже Боже́ственный сад,/ от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,/ не, я́коже Ада́м, у́мрем./ Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз» («Готовься, Вифлеем: открылся для всех Эдем. Украшайся, Ефрафа, ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы. И подлинно явилось Ее чрево духовным раем, в котором — божественная Отрасль. От нее вкусив, мы живы будем, и смерти, как Адам, не подвергнемся. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ»).
Особым образом Церковь освящает последний день предпразднства — Рождественский сочельник. Слово «сочельник» — производное от «сочиво» — названия специального кушания из вареных зерен с медом, которое устав назначает вкушать в этот день после Литургии. Если Сочельник выпадает на будний день, то мы настраиваем себя на встречу с Младенцем Христом не только строгим постом, но и особым строем богослужения. У последнего дня предпразднства — свой собственный тропарь: «Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся./ Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз» («Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ»).
Утром в этот день нас ждет чтение Царских часов (они переносятся на пятницу, если Сочельник случается в субботу или воскресенье). Служба, на которой в свое время обязательно присутствовали царственные особы, состоит из 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, совершаемых вместе с чином изобразительных — особым последованием, как бы изображающим Литургию, с которым мы также встречаемся в дни Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Подобранные к теме праздника псалмы, чтения из Ветхого и Нового Заветов погружают нас в события евангельской истории: час первый символически посвящен прибытию Святого семейства в Вифлеем; час третий — Рождеству Богомладенца, поклонению Ему пастухов; шестой час — поклонению волхвов; час девятый — бегству в Египет.
Если Сочельник приходится на будний день, как это будет в наступающем году, то после Царских часов совершается вечерня праздника Рождества. Она выделяется из всенощного бдения в отдельную службу и соединяется с Литургией Василия Великого. Ликующе радостные стихиры на «Господи, воззвах...»: «Ца́рство Твое́, Христе́ Бо́же,/ Ца́рство всех веко́в,/ и Влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де,/ воплоти́выйся от ду́ха Свята́го/ и от Присноде́вы Мари́и вочелове́чивыйся,/ свет нам возсия́, Христе́ Бо́же,/ Твое́ прише́ствие;/ Свет от Све́та, О́тчее сия́ние,/ всю тварь просвети́л еси́,/ вся́кое дыха́ние хва́лит Тя...» . Затем — чтение восьми паремий: возводящих наш ум от сотворения мира к все более ясным пророчествам о пришествии в мир Спасителя. Будто весь Ветхий Завет завершается прямо здесь и сейчас, на наших глазах.
По окончании Литургии, когда до праздника остается всего несколько часов, посередине храма ставится горящая свеча — во образ Рождественской звезды. И впервые звучит тропарь Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: « Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе!» .
[ Священник Алексий Стрижов ]Последние новости
В почтовых ящиках саратовцев появилась реклама чудо-лекарств
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области предупреждает жителей региона о незаконной продаже товаров под видом лекарственных препаратов.
Поздравление спикера регионального парламента Алексея Антонова с Новым 2025 годом и Рождеством:
Завершающийся год, безусловно, непростой, но динамичный и наполненный множеством ярких событий, преподнес нам немало поводов для гордости и радости.
Шел на праздник, а попал в морг. В Энгельсе парень на "Ладе" насмерть сбил пенсионера
Вчера вечером в Энгельсе Саратовской области автомобиль сбил пешехода, сообщает региональная ГИБДД.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения