Патриаршая проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя
4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 19:16-26) содержится повествование о богатом юноше. Некий богатый молодой человек подошел ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Господь перечислил ему заповеди, на что юноша сказал: «Все это с юности своей я делаю, я живу по этим заповедям». И тогда, зная, что юноша богат, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным — не просто спастись, но быть совершенным (а об этом совершенстве и думал юноша, когда спрашивал у Спасителя, что же еще нужно сделать), — пойди, продай свое имение, раздай все нищим и приходи ко Мне; и будешь иметь сокровище на небе». И юноша отошел в печали, поняв, что не может избавиться от имения, которое наверняка получил от своих состоятельных родителей и в которое сам, может быть, вкладывал какие-то труды, чтобы его приумножить. Как это пойти и раздать нищим?! И не смог он, видимо, ни понять до конца слова Спасителя, ни тем более их исполнить.
А ведь эта история о богатом юноше имеет отношение не только к богатым. Богатство — понятие относительное. То, что для большинства из нас богатство, для богатых никакое не богатство, а для сверхбогатых это вообще нищета. Материальное положение человека всегда относительно, потому что оно обусловливается не только наличием материальных средств, но и многими другими обстоятельствами. И потому богатому иногда трудно понять, богат он или не очень, потому что сосед за забором живет богаче; а богатство соседа может угнетать человека хуже всякой нищеты. Вот и получается, что само по себе богатство не является залогом человеческого счастья; поэтому Господь и сказал: «Если хочешь быть совершенным (то есть не только обрести спасение, но и достичь огромной высоты как личность), то применительно к тебе, богатый юноша, нужно сделать самое главное: пойти и отдать свое имение; и тогда ты будешь совершенным».
В этой евангельской истории речь идет о двух проблемах, с которыми человек очень часто сталкивается. Во-первых, здесь несомненно, хоть и имплицитно, затрагивается тема отношения человека к жизни. Если человек смотрит на окружающий мир сквозь призму достижения силы и могущества (ведь богатство дает такую силу, а сверхбогатство дает могущество), если он полагает, что подлинное счастье заключается в том, чтобы быть над другими, быть не таким, как все, — то он никогда не откажется от богатства и вообще от любой возможности возвыситься над окружающими. И поэтому в этих словах, в этой истории евангельской Господь осуждает всякое стремление человека к силе, если эта сила есть не что иное, как желание быть выше и сильнее других.
Но, кроме того, и нечто иное сокрыто в этом повествовании. Очень часто человек, не имеющий того, что хотел бы иметь, завидует другим. Господь потому и говорит: «Легче верблюду пройти через игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное». «Игольные уши» — это узенькая калитка для паломников в иерусалимской стене, где и человек с трудом протискивался, а уж какой там верблюд! И этот образ был совершенно понятен тем, кто слушал Спасителя: легче верблюду пройти через такую щель в стене, чем богатому войти в Царствие Божие. Прежде всего потому, что богатый поставляет себя выше других и потому что богатый значительную часть своего упования связывает именно с богатством. А Господь говорит, что богатство мимолетно, оно может в любой момент исчезнуть, и с чем тогда останется человек?
Большинство из нас не такие уж богатые, но богатыми хотят стать очень многие, да и современная философия экономической жизни предполагает накопление богатств. Многие считают, что богатство непременно приносит пользу и что стремление к богатству есть правильный курс жизни. Может, оно и так, если бы только богатый мог сделать то, чего не сделал богатый юноша. Если богатый способен отдать значительную часть своих средств тем, кто нуждается, тем, кто страдает, тогда богатство становится оправданным. И человек, научившийся отдавать из своих богатств значительную часть нуждающимся, будет пополнять свое состояние, ведь Господь будет ему помогать, покуда его материальные возможности служат другим людям, особенно находящимся в критической жизненной ситуации. Мы знаем, что есть такие богатые люди, и мне приходилось с ними встречаться, которые от своего богатства дают так много другим, что от этого часто зависят и здоровье, и жизнь последних. Вот дай Бог, чтобы наши богатые люди, родившиеся в православной стране и так или иначе связанные с Церковью, всегда помнили, что оправдание богатства здесь, на земле, выражается в том, что тебе перестают завидовать, тебя перестают считать врагом, а в будущем веке это богатство может обратиться во благо, если здесь служит благу других людей. Но ведь сказанное относится не только к богатым людям. У каждого есть какие-то материальные средства, и даже самая малая милостыня тому, кто критически нуждается в материальной помощи, может быть соизмерима с даром самого богатого человека. Потому что речь идет не об объеме помощи, а о самом факте разделения своих ресурсов с другими людьми.
Вот чему учит нас эта история о богатом юноше, который не сумел отказаться от своего образа жизни, от своего достатка, с тем чтобы пойти за Христом. Юноша поверил Господу, ведь иначе он бы не стал обращаться к Нему, он хотел идти за Ним, но главное требование, которое было обращено к нему Спасителем, — раздать свое имение и пойти по иному пути, — оказалось для него невыполнимым. Еще раз, переводя эту евангельскую историю на язык нашей повседневности, хотелось бы сказать, что не каждый имеет много средств, но ведь проблема заключается не столько в наличии средств и не в их объеме, а в отношении к этим средствам. Если из большого количества денег человек не может помочь другому, — это путь в ад, и говорить тут не о чем. Если богатый человек не видит скорби другого, не помогает ему, то это путь, уводящий от Бога, от Христа и от Его Царства. Нередко таких богатых людей окружают и зависть, и злоба, — достаточно вспомнить революционные события в нашей стране. Такой человек и здесь не будет окружен уважением, я уж не говорю о любви, и там его ждет наказание от Господа. Поэтому наличие материальных средств — это и ответственность за земной отрезок жизни богатого человека, и, конечно, оно имеет отношение к жизни вечной. Трудно богатому войти в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. И по мере того как возрастает материальное благополучие во многих странах, в том числе, мало по малу, и в нашей стране на глазах многое меняется, каждый человек, который начинает получать средств больше, чем получал ранее, и больше, чем ему нужно для самого себя, должен помнить эти евангельские слова. Ведь самое главное — это обрести Царство Божие, и дай Бог, чтобы те, у кого есть средства, помнили о сегодняшнем евангельском чтении и творили добрые дела.
Еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не только о людях богатых, но и о каждом из нас. Каждый обязан помогать другому, если тот находится в трудных жизненных обстоятельствах. Это Божий завет, это Божия заповедь, это условие нашего спасения. Вот об этом нас и учит сегодня Святая Церковь, и дай Бог всем нам воспринять этот призыв Церкви, эти замечательные спасительные слова Божиего закона, Христова Евангелия, с тем чтобы обрести мир, спокойствие, радость в этой жизни и Царство Небесное в жизни вечной. Аминь.
Патриархия.ru
Последние новости
Губернатор провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом
Губернатор Роман Бусаргин провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом.
С 1 января 2025 года налогоплательщики смогут подать жалобу в упрощенной форме
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФ вводится новый порядок рассмотрения жалоб.
По материалам прокуратуры города Саратова возбуждено уголовное дело по факту использования подложного документа
Прокуратура города Саратова провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией