Побуждать сердце стремиться к небесным вершинам

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы?

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — отвечают клирики храмов Саратовской епархии.

 

Если Христос установил Причащение на совместной с апостолами трапезе, почему сейчас оно происходит не на трапезе, а на богослужении?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Заметим, что Тайная Вечеря, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, была не простым ужином, а пасхальной трапезой, то есть своеобразным семейным богослужением с определенным ритуалом и порядком. В этот установленный в древности ритуал Христос вносит новое содержание: благую весть о спасении и возвращении верующему человеку духовной свободы, а также о будущей жизни Церкви. Главным содержанием этой жизни и является Таинство Евхаристии, или Причащения.

В первые века христианской истории, когда буквально наощупь складывался устав богослужения, была попытка соединить Евхаристию с братскими трапезами, которые назывались агапами (от греческого слова «агапэ» — любовь). Упоминания о таких евхаристических трапезах апостольского века можно найти в Книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 2 , 42; 2 , 48; 20 , 7) и Апостольских посланиях. Первоначально порядок совершения евхаристических трапез был произвольным. Как следует из описания евхаристической трапезы в Троаде, на которой присутствовал апостол Павел (см.: Деян. 20 , 7–12), агапы сопровождались поучениями и беседами. Однако уже «Дидахе» — памятник раннехристианской литературы, описывающий жизнь христианских общин на рубеже I и IIстолетий — представляет нам строго очерченный порядок евхаристической трапезы с молитвами благословения Даров и благодарения за Причащение.

Вследствие человеческой немощи евхаристические трапезы не удержались надолго в жизни христианских общин. Все, что мы знаем о них из Апостольских посланий, написано в негативном ключе. Так, например, апостол Иуда с горечью говорит о некоторых неумеренных людях, которые бывают соблазном на вечерях любви, пиршествуя… без страха утучняют себя (Иуд. 1 , 12). Апостол Павел упрекает христиан Коринфа в том, что на вечерях Господних всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается (1 Кор. 11 , 21). Упомянутая выше трапеза любви в Троаде была прервана переполохом, вызванным падением из окна задремавшего юноши.

Именно поэтому уже во II веке агапы были отделены от евхаристического богослужения, а в V веке совсем исчезли. Своеобразным реликтом агап, сохранившимся до наших дней, стало благословение хлеба, пшеницы, вина и елея в конце вечерни, если совершалась лития.

 

Можно ли младенцев причастить не вином, а чем-то другим?

Отвечает священник Роман Коздринь, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова:

— Прежде всего, хочется внести ясность и уточнить: верующие христиане причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому ответ однозначный: вином или «чем-то другим» (кроме Тела и Крови Господних) причастить как младенцев, так и взрослых нельзя. Сама формулировка «причащать вином» является некорректной и противоречащей православному вероучению о Таинстве Евхаристии.

Что касается веществ, использующихся для Таинства Евхаристии, то в практике Православной Церкви используются только хлеб и виноградное вино, что имеет основание в евангельском повествовании об установлении Таинства Евхаристии Самим Господом (см.: Мф. 26 , 26–29). Заменять их чем-то не допускается.

При совершении Литургии хлеб и вино освящаются и претворяются в Тело и Кровь Господа. Православные христиане должны помнить об этом и понимать, что несмотря на сохранение физических свойств (вкуса, цвета) освящаемые вещества меняют свою природу и по существу уже не являются хлебом и вином. Младенцев причащают только Крови Христовой; это можно делать, ничего не опасаясь — если, конечно, у родителей есть вера в то, что совершается таинство.

 

Если человек никак не может себе представить, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы, можно ли ему причащаться? 

Отвечает священник Иоанн Фомин, настоятель храма Архангела Михаила с. Приречное Аткарского района:

— Думаю, что для ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к своему духовному отцу, потому что у этого «никак не может себе представить» могут быть разные причины и нельзя обобщить ответ для всех.

Можно сказать лишь, что просто так, тем более без обсуждения со священником, лишать себя причащения нельзя. Причастие — это шанс, который дается человеку воскресшим Христом, без этого человеку невозможно наследовать жизнь вечную. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках часто повторяет утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание проникнуть в величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага».

Ничто не мешает православному христианину, которого что-то смущает относительно Таинства Причащения, обратиться к духовной литературе, посмотреть, как разъясняют вопросы, связанные с этим таинством, святые отцы. Но до конца исследовать его, «докопаться» до чего-то экстраординарного в этих вопросах — не та задача, которую мы должны ставить перед собой.

 

Если после Причастия нет никакого радостного чувства, значит, причастился недостойно?

Отвечает протоиерей Павел Усов, настоятель Благовещенского храма г. Вольска:

— В этом вопросе необходимо уяснить для себя несколько важных деталей.

Во-первых, всякий раз, подходя к Чаше, нужно осознавать, что мы ищем не радостных чувств или каких-то приятных переживаний, а встречи с Самим Христом. Заострять свое внимание после Причастия на чувствах и ощущениях неправильно. Более того, это может привести к своего рода зависимости, впав в которую человек начинает искать не Божественную любовь, а дары этой любви, забывая, что главное в христианстве — личные отношения с Богом.

Во-вторых, для достойного причащения нужно выполнить определенные условия. Среди них есть и внешние — пост, молитва, исповедь, и внутренние — чистосердечное покаяние в грехах, твердое намерение исправиться, искреннее желание приобщиться Самого Христа в Таинстве Причащения, всецелое доверие воле Божией, смиренное и сокрушенное сердце. В Псалтири говорится: Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (Пс. 50 , 8), т.е. смирение и есть условие получения благодатной радости от Бога. Но в том и состоит смирение, что мы, стремясь соблюсти всё, что необходимо, не ждем, что Господь что-то нам за это даст.

Исходя из всего сказанного, если нет радости после Причастия, не нужно переживать о достойном или недостойном, «правильном» или «неправильном» приобщении. Доверьтесь Богу — только Он знает, когда нам нужна радость, а когда нет. Но вместе с тем (особенно когда подобное бесчувствие повторяется) стоит обратить внимание на то, как мы готовимся к принятию Святых Даров, и честно ответить себе на вопрос: было ли искреннее покаяние, смирил ли я свое сердце перед Господом? Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Когда нет у тебя мира и радости после принятия Пречистых Тайн… усматривай в этом повод к самому глубокому смирению и сокрушению о грехах твоих».

 

Сколько раз в год нужно причащаться для полноценной церковной жизни?

Отвечает священник Артемий Перепелицын, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» с. Калмантай Вольского района:

— Вопрос очень серьезный, и стоит прежде всего обратиться к тому, что написано по этому поводу в Священном Писании и творениях прославленных отцов Церкви.

Приимите, ядите: сие есть Тело Мое <…> пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф. 26 , 26–28),— говорит Господь в Евангелии. И еще говорит: Сие творите в мое воспоминание (Лк. 22 , 19). По слову святителя Иоанна Златоуста, последнее указывает на необходимость причащаться постоянно и как можно чаще.

В Священном Писании есть единственное ограничение для желающих приступить к Чаше, и оно касается не частоты причащения, а состояния человеческого сердца. Апостол Павел говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11 , 28–29). Заметим, он не сказал «причащайтесь реже», а предложил судить и исследовать себя.

Как часто можно причащаться? Не чаще чем раз в день и, как правило, не реже, чем раз в три недели (если в местности, где живет человек, есть храм). Замечательно, если христианин каждый раз, придя на Литургию, будет причащаться, только важно, чтобы это было не механическое действие, а живое желание следовать Христу. Из регулярного причащения должны происходить плоды благих дел, и каждое приобщение должно побуждать сердце стремиться к небесным вершинам.

Газета «Православная вера» № 1 7 (63 7 )

[Подготовила Елена Сапаева ]

Последние новости

Губернатор провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом

Губернатор Роман Бусаргин провел рабочую встречу с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом.

С 1 января 2025 года налогоплательщики смогут подать жалобу в упрощенной форме

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФ вводится новый порядок рассмотрения жалоб.

По материалам прокуратуры города Саратова возбуждено уголовное дело по факту использования подложного документа

Прокуратура города Саратова провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для муниципальных нужд.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Беслане, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *