Послушание как образ жизни
В редакцию поступил запрос от читателей газеты: «Напишите, пожалуйста, о протодиаконе Александре Пушкареве из Свято-Троицкого собора Саратова, интересно узнать его историю.
В редакцию поступил запрос от читателей газеты: «Напишите, пожалуйста, о протодиаконе Александре Пушкареве из Свято-Троицкого собора Саратова, интересно узнать его историю. Знаем, что он окончил Саратовскую консерваторию, а служить в наш город приехал из Украины». Оказалось, внимание к нему не случайно. Обладатель красивого глубокого баса, отец большого семейства — Пушкаревы воспитывают шестерых детей — действительно прошел необычный жизненный путь.
«Если хочет хороших оценок, пусть вступает в комсомол»Я родился в 1963 году в Саратове, крестил меня в младенчестве клирик Троицкого собора священник Василий Байчик. Семья была обычной, советской: мама преподавала в школе русский язык и литературу, папа работал инженером. О православной вере нам со старшим братом рассказывала только бабушка Александра — она была верующей, иконки небольшие дома у нас ставила потихоньку.
Когда я был еще маленьким, отец ушел из семьи. Комнату на общей кухне, которая нам досталась после развода родителей, мама сдала под отселение в строительный кооператив, и мы уехали в Красноярский край к бабушке, где жили до 1975 года. Я хорошо помню прабабушку и прадедушку, который читал нам с братом Библию. Через верующих людей мы познакомились с человеком, которого считали духовным отцом нашей семьи. Он вел истинно монашеский образ жизни, хотя не был в монашеском постриге или священном сане. Звали его Никита. В Сибири он отбывал срок в тайшетских лагерях в хрущевские годы за участие в христианских беседах, а после освобождения жил на поселении в небольшом городке Абан Абаканского района, так как ему не разрешили вернуться домой на Украину, в Ровенскую область. У него было много духовных чад, которые приезжали за советом и с просьбами о молитве. Так как за его домом следили, пробираться приходилось в темное время суток, через огороды.
Мы с братом часто и серьезно болели, врачи помочь не могли, и мама обратилась к Никите. Рассказала ему все, а он спросил, постимся ли мы в среду и пятницу. Нет, конечно — что мы тогда про посты знали? Так, с соблюдения поста по средам и пятницам началось наше воцерковление.
От недугов мы избавились по его молитвам. У брата, к примеру, был врожденный порок сердца, в детстве ему запрещали даже на велосипеде кататься, не говоря уже о серьезных физических нагрузках. А после школы его обследовали и даже сочли годным к строевой службе — он поступил в артиллерийское училище (СВВКУ), стал офицером.
Никита обладал не только даром исцеления, но и даром прозорливости. Помню, как он нас с братом посадил и сказал: «Скоро настанет время, когда ни пионерии, ни комсомола не будет, и вы туда никогда не вступайте, поняли?» Мы этого наставления придерживались.
После нашего возвращения в Саратов общение с духовным отцом не прекратилось — часто писали друг другу письма, виделись спустя годы, когда ему уже разрешили вернуться на родину.
В Саратове мама устроилась библиотекарем в Троицкий собор, стала петь на клиросе, мы продолжили учиться в 37 школе. То, что мы теперь ходим в храм, старались не афишировать, но об этом все равно знали. Со стороны учителей началось давление: мне и брату занижали оценки — как бы ни ответили, больше тройки не получали. Моя классная руководительница вызвала в школу маму и сказала ей открытым текстом: «Если хочет хороших оценок, пусть вступает в комсомол». Мама ответила, что сын уже взрослый, может сам решать. Старший брат не выдержал давления и вступил в комсомол.
Такой бас пропадал!Окончив школу, я решил поступать на биологический факультет — была у меня такая детская мечта работать в заповеднике. Мне не хватило полбалла, на вечернее отделение идти отказался — все равно, думаю, в армию потом, отслужу уж лучше сразу. Служил в Приморском крае, на Тихоокеанском флоте. Там меня взяли в ансамбль клавишником, опыт у меня уже был: я окончил музыкальную школу по классу аккордеона и немного играл на клавишах в одной саратовской группе.
После армии я поступил на эстрадное отделение в музыкальное училище. Это было, скорее, следование моде: тогда появлялось много музыкальных коллективов, творчество которых отличалось от советской эстрады. Я вернулся в группу, в которой играл до армии,— сочиняли свою музыку, подражали «Битлз», другим модным зарубежным группам, которые тогда были запрещены.
Петь я не стремился. Отец Василий Стрелков — он был тогда регентом в Духосошественском храме — спросил у мамы, пою ли я. Мама ответила, что нет. Отец Василий попросил меня прийти к нему на прослушивание и потом, увидев маму, смеялся: «Не поет? Такой бас у сына, а ты говоришь — не поет!». С тех пор я стал петь в церковном хоре.
По совету отца Василия после училища я поступил в консерваторию, на академический вокал. Во время учебы многое переосмыслил. Интересуясь историей разных западных групп, задумывался: почему они все так плохо заканчивали? Ведь мало кто из тех музыкантов умер своей смертью — наркотики, самоубийства. В тексты песен мы особо не вникали, так как английского языка не знали, но оказалось, что они и пели о тех пороках, которые их вели к погибели. Это меня приостановило.
В 1992 году епархии вернули саратовский Покровский храм, и меня туда пригласили регентом. Управление хором требовало большой ответственности — я стал глубже интересоваться церковной музыкой, изучать устав. В последнем мне очень помогли две книги: «Толковый типикон» М.Н. Скабаллановича и «Новая скрижаль» епископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина. Красота богослужения, его осмысленность увлекли меня.
Собирать состав певчих было тяжело: в городе долгое время было два церковных хора — Троицкого собора и храма Сошествия Святаго Духа, и когда стали открываться новые храмы, петь было некому. Я приглашал студентов консерватории. В музыкальном училище приобрел базовые знания по дирижированию (эстрадным оркестром). Регентскому мастерству учился у отца Василия Стрелкова, помог мне и опыт работы в коллективах у преподавателей консерватории Людмилы Лицовой и Бориса Милютина. Конечно, у церковного и светского хора разные подходы: в хоре храма нужно уметь работать быстро и продуктивно — нет времени одно песнопение полгода шлифовать, репертуар хоть и цикличный, но постоянно меняется.
На поиски ЕвыЕще когда мы жили в Сибири, духовный отец советовал маме время отпуска посвящать паломничеству. Мама работала преподавателем в железнодорожной школе, и у нее было право бесплатного проезда. Мы брали транзитный билет до Киева, заезжали по пути в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Свято-Успенский одесский мужской монастырь, потом в Почаевскую Лавру, в Киево-Печерскую и обратно. В Почаеве познакомились с архимандритом Богданом (Болденковым), в схиме Тихоном, он стал нашим духовником.
Каждый год я приезжал в Почаевскую Лавру на целый месяц — пел на клиросе, трудился на послушаниях. Во время очередного отпуска — это был сентябрь 1994 года — в келье отца Богдана я встретил тогдашнего наместника Лавры Владыку Феодора (Гаюна). «Как бы нам Александра тут оставить?» — спросил он батюшку. А тот подумал и сказал: «Ему Еву надо. Жениться и рукополагаться».
Вскоре отец Богдан назначил мне встречу на привратной. Прихожу, а там девушка ждет — ей, оказывается, тоже было в это время назначено. Пока ждали батюшку — познакомились. Через некоторое время он благословил нас на венчание. Мы обвенчались с Ксенией 11 ноября 1994 года, а 1 января 1995 года меня рукоположили в сан диакона.
Так я стал жить в Почаеве: служил в Лавре, преподавал в семинарии литургику, церковное пение и чтение, в духовном училище г. Кременца — дирижирование, вокал и историю богослужебного пения, экстерном сдавал экзамены в семинарии. Мама мое решение одобрила и переехала к нам.
По благословению духовника в моей жизни произошли такие изменения, о которых я не мог и предположить. Но я был приучен к тому, чтобы слушаться духовника. На собственном опыте знал, что бывает, когда делаешь по-своему: то, что тебе кажется разумным и единственно правильным, рассыпается, а на первый взгляд несуразное вдруг складывается, как пазл.
По родине скучал, конечно, в Саратове осталось много друзей, родственники. Но в Почаеве жила моя семья, и постепенно я привык и не думал о возвращении. Каждый год приезжали в Саратов в отпуск, я старался служить по воскресным и праздничным дням.
Почаевская Лавра — это школа духовной жизни, моя духовная родина. Монастырь — не приходской храм, там определенный уклад, и ты не должен за эти рамки выходить. Не будучи монахом, ты все равно двигаешься по жизни в монашеском ритме. Много мне дало общение с отцами, старцами — людьми, которые имели большой опыт духовной жизни, претерпели гонения, прошли войну. Они не просто сделали выбор в пользу монашества — это действительно был монашеский подвиг, а не попытка спрятаться от мирских проблем за стенами монастыря, где есть кров и пища. Это были настоящие молитвенники — они и ночью вставали на молитву, понуждали себя к монашескому деланию. Молодых священнослужителей воспитывали серьезно: после ектении, пока дойдешь до алтаря, десять замечаний получишь, что сделал не так и как надо сделать.
Устав там исполняется близко к Типикону, продолжительность богослужений другая. Например, в субботу вечером служба начиналась в четыре, а заканчивалась в половине десятого. Когда мы приезжали в отпуск в Саратов и ходили в приходские храмы, дети радовались: «Уже всё? Так быстро? Как хорошо!».
На Украине традиционно люди в большей степени воспитаны в вере, хотя глубины веры у некоторых нет. Ходят в храм, потому что родители ходили, а спроси: «Для чего ты ходишь в церковь?» — не найдутся, что сказать. На мой взгляд, в этом и есть причина возникновения там расколов — люди, мало что понимая в вероучении, начали поддаваться на провокации властей. Те, кто твердо стоит в вере, защищают ее и свои храмы от агрессивно настроенных раскольников.
Ко мне отношение было хорошим, удивлялись: «Все в Россию, а ты из России!». В то время некоторые священнослужители уезжали в Россию из-за начавшихся притеснений после филаретовского раскола.
ПереломЕще в 90-е годы отец Богдан начал говорить казавшиеся мне тогда странными вещи: «Будешь обустраивать дом с удобствами, но все это ненадолго», «Будешь то-то и то-то делать — делай так, чтобы не жалко потом было это оставить», «Когда придут с оружием, езжай в Саратов».
Настал 2013 год. В храмы пришли с оружием, на дорогах были выставлены блокпосты, останавливали все машины и устраивали проверки. Служить на приходе было опаснее, чем в Лавре, потому что захваты храмов раскольниками идут до сих пор, и священник не знает, что будет завтра. Но больше всего мы боялись, конечно, за детей. У них начались проблемы в школе. Однажды сыну и его однокласснику вдвоем пришлось защищаться от целого класса. «Бей поповских детей!» — кричали их сверстники. Где они этому научились? Потом меня вызывали на родительское собрание, жаловались, что сын кого-то ударил: «Как же так? Поповский сын — и так себя ведет?». То, что ребята были вдвоем против всех, конечно, умалчивалось.
Старшие дети уже окончили школу, нужно было учиться дальше, но в Почаеве было только ВПТУ и семинария. В семинарию было еще рано после девятого класса, и поэтому старшие дети пошли учиться на кулинаров-кондитеров. Отпускать в большой город мы не решались — было много примеров, когда дети, причем русские по происхождению, за время учебы в институте становились ярыми украинскими националистами. За сыновей было особенно тревожно — на Украине на улицах люди в камуфляже хватали парней, сажали в машину и отправляли в армию, без повестки.
В 2014 году умер отец Богдан. Мы уже думали о переезде, но моя мама была тяжело больна, не вставала. Когда мы были в отпуске в Саратове, у нее случился второй инсульт. Мы вернулись, и она умерла на наших глазах. Для меня это стало знаком, что пора уезжать в Россию.
ВозвращениеКак переезд в Почаев, так и возвращение в Саратов сложились благополучно: там с миром отпустили — здесь с радостью приняли. Несколько месяцев я служил в Покровском храме, потом меня перевели в Троицкий собор.
Матушка привыкала долго, каждые полгода ездила в Почаев, там остались ее родители, родственники, подруги. Старшие дочь и сын еще в Почаеве закончили музыкальную школу по классу фортепиано, а дочь к тому же регентское отделение, и поступили в Саратовский областной колледж искусств на дирижерско-хоровое отделение. Средние сыновья стали учиться в Свято-Покровской гимназии, младшие дочки в школу еще не ходили. Православную гимназию выбрали не случайно: я понимал, что в обычной школе им будет сложнее адаптироваться, ведь они росли среди традиционно верующих сверстников. Были проблемы и с языком — по-русски дети хотя и говорили дома, но русский язык в школе на Украине к тому времени уже не преподавали. В гимназии к этому проявили понимание: когда сын написал диктант с украинскими буквами, учительница сказала: «Не могу же я ему двойку поставить? Он же написал». Проверять предложил отец Ярослав Коздринь — духовник гимназии.
По Почаеву дети скучали — там совершенно другой уклад жизни, не городской, в частном доме больше раздолья, чем в квартире. Привыкли они и к монастырским службам. Я вспоминаю себя в детстве, когда мы в монастырь приезжали: службы длинные, тяжело, а уезжать не хочется. Теперь в отпуск мы ездим туда, я служу в Лавре и очень благодарен за эту возможность.
Мы настраиваем всех детей так, чтобы они были при храме — в качестве певчего, регента, пономаря. Когда я был регентом семинарского хора, мне приходилось тянуть их в хор на спевки, но потом они вошли во вкус, и трое старших уже выбрали для себя вокально-хоровое искусство. Я рад, что они занимаются делом, которое может быть полезно Церкви.
Детям с малых лет нужно давать какую-то деятельность в храме, хоть свечки ставить. Когда ребенка, который пока не понимает, что происходит на службе, приучаешь что-то делать, помогать, ему легче, и со временем он входит в этот ритм, начинает постепенно разбираться в богослужении, воцерковляется и приходит в храм не по принуждению, а потому, что чувствует в этом потребность. Дома мы тоже стараемся вместе молиться: читаем утреннее и вечернее правило, поем дневные и праздничные тропари, величания.
В этом году наш сын Иоанн поступил в Московскую консерваторию. Конечно, мы за него переживаем, молимся, но надеемся, что заложенная в него нравственная база поможет ему правильно выстроить свою самостоятельную жизнь в столице. Он поет на клиросе в одном из московских храмов, так что времени для битья баклуш нет. Мне кажется, так в жизни любого человека — если нет свободного времени, то нет и времени на дурное.
Газета «Православная вера» № 23 (643)
[Записала Яна Степанова ]Последние новости
На площадке областного министерства здравоохранения состоялось заседание рабочей группы Комиссии Генерального совета Партии по здравоохранению «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
С приветственным словом к собравшимся обратилась заместитель министра, она отметила, что ревматические заболевания - глобальная медико-социальная проблема XXI века, и нередко они поражают совсем молодых людей.
Размещен график дежурств судей на январь 2025
В разделе сайта «Документы суда» размещен график дежурств судей Октябрьского районного суда г. Саратова по рассмотрению ходатайств, предусмотренных ст.
График работы судей Фрунзенского районного суда города Саратова по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонару
График работы судей Фрунзенского районного суда города Саратова по рассмотрению дел об административных правонарушениях,
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований