Только на славу Господа моего…
В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов),
В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Он родился в 1784 году, а умер в 1819-м. Да, тридцать пять лет… Каким нужно быть человеком, чтобы за столь краткий срок не только оставить заметный след в истории Церкви, но и достигнуть святости?
К двухсотлетию преставления святителя Иннокентия в издательстве Пензенской епархии вышел двухтомник «Тебе Единому жить. Святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха». Автор — историк, секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых Евгений Белохвостиков. Презентация издания в актовом зале Саратовской семинарии завершила празднование Собора Саратовских святых.
Надо сказать, труд проделан колоссальный: в первом томе 884 страницы, не считая обширных примечаний, во втором почти тысяча страниц. Однако тот, кто отправится вслед за автором в это плавание, не пожалеет: ведь не одно только жизнеописание рано ушедшего епископа откроется перед его взором, но, действительно, живой срез времени: портреты людей, исследование событий, сопоставление версий — все это вместе даст читателю чувство сопричастности далекой эпохе и подвигу ее святого. Повествование не заканчивается смертью святителя: вся четвертая часть второй книги посвящена его посмертному почитанию и прославлению.
«Задолго до канонизации ему молились не только пензяки и обыватели соседних губерний,— читаем мы во введении к книге,— память праведника чтили на Афоне; святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири, просил непременно прислать ему на Аляску его сочинения для епархиальной библиотеки; в приемной преподобного Макария Оптинского и в келье Феофана Затворника висели его портреты; декабристу Михаилу Нарышкину посылали в Забайкалье для утешения записную книжку с фрагментами из писем и проповедей преосвященного…».
Сын бедного пономаря из подмосковного села Павлово (ныне Павловский Посад), шестой по счету ребенок в семье, где дети почему-то рождались больными, мальчик Иларион (это имя было дано святителю при крещении) нигде, кроме родного села, не бывал до поступления в начальную семинарию при Николо-Перервинском монастыре (Перервинскую); в ней он и получил распространенную фамилию Смирнов. В семинарии Иларион Смирнов проявил свои способности, в том числе и творческие — стихотворство семинаристов поощрялось — и на него обратил внимание митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Как один из самых успешных выпускников Перервы, Иларион Смирнов был направлен в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, которая уже тогда давала глубокое, всестороннее образование; окончив ее, он стал преподавать в ней пиитику (искусство стихосложения), риторику и латынь. Митрополит Платон посвятил его в стихарь, то есть во чтеца.
В 25 лет учитель и чтец Иларион Смирнов стал префектом, то есть, как мы бы сейчас сказали, проректором Лаврской семинарии. А в октябре того же 1809 года был пострижен в монахи с именем Иннокентий. В своей речи после пострига, традиционно обращенной к митрополиту Платону, новопостриженный говорил о голосе Христовом, повторившем ему известные евангельские слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Это признание не было чем-то дежурным — русский монах Иннокентий оправдал его всей своей земной жизнью, короткой и незабвенной.
В 1810 году иеромонах Иннокентий становится игуменом и настоятелем Николо-Угрешского монастыря — оставаясь при этом префектом семинарии. Затем он был переведен в Знаменский монастырь, а в 1811 году, к огорчению московского владыки Платона, истребован в Санкт-Петербург — для преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В столице он был посвящен в сан архимандрита и служил в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Здесь он пережил войну 1812 года, молился о даровании русскому воинству победы над неприятелем, поддерживал дух паствы горячими проповедями у раки святого князя-воина.
В 1813 году архимандрит Иннокентий становится ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Это крайне трудное и хлопотное послушание; лишь невероятная трудоспособность и усердие, свойственные этому совсем молодому еще, по нашим меркам, человеку, позволяют совместить его с написанием фундаментального труда — «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века в пользу духовного юношества». За «Начертанием» следует «Богословие деятельное» и другие труды архимандрита Иннокентия — всего их сейчас набирается на 28 томов, об этом говорил на презентации Евгений Белохвостиков.
Особую страницу петербургского периода жизни святителя и отдельную непростую тему представляет собой его работа в цензурном комитете: «И здесь он в полной мере проявил свои лучшие качества — терпение и послушание,— считает жизнеописатель святого,— именно цензорская должность дала ему возможность высказать свое мнение о вредоносности западного мистицизма, что стало для него, вероятно, последней важной земной ступенью к Царству Небесному».
За нехваткой места на газетной полосе и за крайней сложностью и неоднозначностью темы я не стану останавливаться на тех конфликтах, которые были связаны с пребыванием отца Иннокентия в должности цензора; на его взаимоотношениях с масонами, а также на обстоятельствах его удаления из столицы на архиерейскую кафедру в глубинке: обо всем этом лучше прочитать в книге. Сообщу лишь, что в 1818 году 34-летний архимандрит Иннокентий стал действительным членом Академии Российской; что среди его многочисленных послушаний была, например, должность благочинного над законоучителями кадетских корпусов; что он был настоятелем еще двух монастырей кроме уже упомянутых; что он много сил отдал российскому Библейскому обществу, которое начинало дело перевода Священного Писания на современный русский язык. Вообще, когда читаешь книгу Евгения Белохвостикова или даже просто знакомишься с более или менее подробным житием святителя Иннокентия, поражаешься, как мог человек с подорванным уже здоровьем нести такую ношу. Но точно можно сказать, что к каждому своему послушанию он относился как к полученному от Самого Христа. Вдобавок ко всем своим трудам святитель вел огромную переписку с самыми разными людьми, и эти письма — часть его бесценного наследия.
В марте 1819 года архимандрит Иннокентий становится епископом Пензенским и Саратовским. Да, это уже год его смерти…
Как сообщает жизнеописатель, епископ Иннокентий прибыл в Пензу в июне последнего года своей жизни и, невзирая на слабость здоровья, сразу принял великие труды, которым посвящена обширная глава второго тома. Стоит привести свидетельство очевидца о проповедях вновь назначенного владыки в Пензе: «Свобода, с которой он произносил их, <…> давала разуметь, что все они были плодом не столько усилий и напряжения, сколько полноты чувств и любви христианской». В августе владыка уехал во второй свой кафедральный город — Саратов, здесь его свалила болезнь и продержала в постели до сентября. Затем он вернулся в Пензу, но и там на ноги не встал, а в октябре его земные мучения закончились…
Последние письма святителя — графине Анне Орловой-Чесменской, Софье Мещерской — проникнуты духом истинного смирения, сыновнего доверия к Богу, любви к Нему: страдалец видит в своем недуге средство к духовному исцелению, он выражает желание «трудиться и служить только на славу Господа моего Иисуса Христа».
Честные мощи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, пребывают ныне в Успенском кафедральном соборе Пензы.
Несмотря на огромный объем информации, читать книгу Евгения Белохвостикова не трудно и, уж точно, не скучно — это живой текст, эмоциональный, не лишенный интриги (в здоровом, разумеется, смысле этого слова) и, действительно, интересный современному верующему или хотя бы небезразличному к православной вере читателю.
Газета «Православная вера» № 1 8 (63 8 )
[ Марина Бирюкова ]Последние новости
Торжественное принесение присяги судьёй Арбитражного суда Саратовской области
24 декабря 2024 года в торжественной обстановке состоялось принесение присяги судьёй Болдыревой Ю.Н.,
О внеочередном заседании Совета судей Саратовской области
24 декабря 2024 года состоялось внеочередное заседание Совета судей Саратовской области.
Налоговые органы региона провели дни открытых дверей по вопросам введения АвтоУСН
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку