Творчество на благо людей
Возможность творить — высший дар, полученный человеком от Бога. Многие из нас, создавая чтото новое, получают удовольствие не только от результата, но и от процесса.
Мария Федосова, волонтер благотворительного фонда «Хорошие люди», координатор проекта «Согреем теплом вместе»:
— Вязать я начала… ночью. Человек я творческий, сколько себя помню, все время что-то мастерила. И вот однажды среди ночи понимаю: срочно хочу научиться вязать! Не откладывая до утра, нашла какой-то старый крючок, нитки мулине и связала первый в своей жизни рядок. На этом не остановилась: уже утром купила красивую пряжу и решила связать что-нибудь необычное. В то время еще не было курсов в Интернете. Познакомилась с девушкой, которая вяжет игрушки, и она взялась меня обучать. Так возникла моя любовь к вязаным игрушкам. Я вязала их для себя, друзей, знакомых. Когда детки получали мягких зверят, видела такой восторг в их глазах, что хотелось творить снова! А уж если родители говорили, что их чадо спит с моей игрушкой, ходит с ней в детский сад… Я стала понимать: вязание — это не только хобби, это способ дарить радость одновременно себе и другим.
Мое увлечение привело меня в благотворительный фонд «Хорошие люди». С каждым новым волонтером там знакомятся, проводят интервью, чтобы узнать, чем он может быть полезен, что ему самому близко и интересно. Я тоже о себе рассказала, обмолвилась, что люблю вязать игрушки. И как-то быстро все завертелось: уже к Рождеству я присоединилась к благотворительной акции, на которой раздавала игрушки детям. Это было незабываемо! Столько тепла у меня на душе давно не было. Нам удалось порадовать много деток из малоимущих и многодетных семей. Захотелось большего. Так и родился наш проект «Согреем теплом вместе» — мы стали вязать теплые вещи для нуждающихся.
Бросили клич: кто умеет вязать? Откликнулось очень много людей! Мамы в декрете, бабушки на пенсии… Они приносили шапки, носки, шарфы. Мы открыли пункты приема вязаных вещей практически в каждом районе Саратова. Тем, кто вязать не умел, но хотел поучаствовать в акции, предлагали купить пряжу или принести мотки, которые завалялись дома.
Подопечным на уличных точках кормления бездомных и малоимущих мы рассказывали, что специально для них рукодельницы вяжут теплые вещи, спрашивали, что именно они хотели бы получить в подарок. «Главное, чтобы теплое», — отвечали они.
В назначенный день мы привезли все, что связали волонтеры, на точку кормления около железнодорожного вокзала. Я была среди тех, кто участвовал в раздаче. Запомнилось две истории.
Стесняясь, подошел мужчина: «Вдруг у вас найдется что-то на ноги, у меня размер очень большой, 45‑й — наверное, на такую ногу ничего не связали». Когда мы нашли шерстяные носки, которые подошли мужчине, он был рад так же, как радуется ребенок, которому подарили именно ту игрушку, о которой он мечтал.
Еще была женщина, которая своей соседке по очереди сказала: «Как вы думаете, есть у волонтеров синяя шапка? Мне бы очень подошла, я цвет этот люблю, и куртка зимняя у меня синяя». Мы услышали ее слова и синюю шапку для нее специально отложили. Когда мы подарили женщине головной убор, она восторженно воскликнула: «Она не просто синяя, она точно такого же цвета, как моя куртка!».
После этой акции к нам поступало много вопросов от волонтеров, которые хотели бы вязать для нуждающихся. Вещи стали приносить в открывшийся гуманитарный центр на улице Пугачева, 72. Мы точно знали, что проект должен жить, ведь теплые вещи нужны бездомным людям каждую зиму. Мне кажется, это общее дело очень важно и для тех, кто вяжет. Хобби превращается в доброе дело, и это очень вдохновляет, придает жизненных сил.
Конечно, как в любом новом деле, при воплощении проекта возникали некоторые шероховатости, которые мы теперь учитываем. Опыт, полученный нами, подтолкнул к идее создать специальную памятку для тех, кто вяжет, и для тех, кто хочет помочь.
Есть идеи и для дальнейшего пополнения рядов волонтеров-вязальщиков. Некоторые из тех, кто приносил пряжу, говорили, что им хочется попробовать связать хотя бы шарф, но не умеют. Было бы здорово собираться на мастер-классы и учиться вязанию. Зима уже не за горами, а это значит, что наши крючки и спицы снова нам понадобятся.
Вдохновленные красотойЛидия Иванова, флорист Покровского собора, создатель проекта «Храмовая флористика для каждого»:
— Двенадцать лет назад я стала прихожанкой Покровского храма (ныне собора. — Ред .). Однажды, перед встречей в Саратове частицы мощей святой блаженной Матроны Московской, я увидела, как девушки в храме готовят букеты. Мне всегда нравились цветы, я мечтала стать флористом, но мечта эта жила где-то очень глубоко в душе, я не предпринимала шагов для ее осуществления. А в тот день набралась смелости и подошла к флористам. Спросила, могу ли помочь в создании букетов. К моей радости, мне позволили помогать. Это был мой первый шаг в церковной флористике. Не было опыта, я ничего не знала о цветах, но желание и вдохновение были огромными. Постепенно те, кто имел опыт в украшении икон, обучили меня азам работы с цветами, какието знания почерпнула из Интернета и книг. На курсы церковных флористов впервые попала в прошлом году, их проводят волонтеры Дивеевской обители. Но и без специальных курсов можно стать профессионалом в церковной флористике, главное — иметь желание, терпение и, конечно, полагаться на волю Божию. Когда я только начала украшать иконы, меня учили, что без молитвы нельзя приниматься за эту работу. Теперь я всегда молюсь: и перед началом украшения иконы, и во время всего процесса, и, обязательно, по завершении работы.
Идея создания клуба церковных флористов пришла, когда я мониторила обучающие курсы в этой сфере. Цены на обучение показались мне завышенными. Учитывая, что большинство флористов — волонтеры, многие из них не могут себе позволить платные уроки. Поэтому мы с коллегами решили создать группу церковных флористов, чтобы иметь пространство общения единомышленников. Теперь мы собираемся в последнее воскресенье каждого месяца в 14.00 в Покровском соборе Саратова, чтобы пообщаться, обсудить новинки во флористике, украсить совместно иконы, купели, свечи. Участники группы говорят, что после этих встреч их посещает вдохновение, хочется творить, и они с нетерпением ждут ближайшего церковного праздника, чтобы воплотить полученные знания на практике.
Для общения мы создали группу в мессенджере «WhatsApp». Там флористы публикуют фотографии своих работ. Приятно, когда под твоим фото люди пишут слова поддержки. Сегодня в нашем чате уже 43 участника, среди которых — храмовые флористы из Вольска, Энгельса, Башкортостана, Нижнего Новгорода.
Некоторые боятся, что первая проба окажется неудачной, и поэтому даже не пробуют свои силы в церковной флористике. Да, бывают и неудачи, но это не страшно. Возможно, декорируя икону к престольному празднику, человек откроет для себя другие стороны церковной жизни и будет потом делать что-то другое для храма. А если и нет, в любом случае, украшение храма — это служение Господу, пусть даже вы поучаствуете в этом один раз. Есть и те, кто не идет во флористику, ссылаясь на нехватку времени: у большинства есть семья, работа. По своему опыту скажу: десять лет я совмещала храмовую флористику, семью и работу в государственном учреждении с ненормированным графиком, и время на украшение храма цветами Промыслом Божиим всегда находилось.
Думаю, многим храмам нужны люди, влюбленные в цветы, готовые вкладывать душу в украшение икон. Мы ждем таких людей в нашем проекте, готовы с коллегами поддерживать единомышленников, обмениваться опытом и, конечно, дружить.
Истории без словОльга Петрович, координатор проекта «Тактильные книги для слепых детей»:
— Создавать тактильные книги меня подтолкнула профессия: я дефектолог. В 2012 году в воскресной школе при Покровском храме (ныне соборе. — Ред .) Саратова мы с другими прихожанами решили заняться волонтерской деятельностью, и нужно было определиться, кому и как будем помогать. Я предложила создать несколько тактильных книг — для школы, в которой учатся слепые и слабовидящие дети. Эту идею поддержали, и мы принялись за работу. Смастерили десять книг: сказки, евангельские притчи, азбуку… Многими из наших первых изделий дети в этой школе пользуются до сих пор. Для первых книг я разрабатывала техническое задание. В мои обязанности входило научить волонтеров создавать книги для слепых. Ведь это не так просто. Например, важно понять, что для слепого линия горизонта — самый важный ориентир. Все, что ниже линии горизонта — земля, а все, что выше — небо. Нельзя, например, сделать дом, который стоит на земле, но его крыша выше линии горизонта, слепому это будет непонятно. Когда мы смотрим на такие картинки, они кажутся нам странными, даже некрасивыми. Но главное в создании тактильных книг — не эстетика, а информативность, по ним слепые познают мир. В техническом задании я прописывала, какой материал можно использовать, а что запрещено. Мы были постоянно на связи с волонтерами, советовались, обсуждали сложные моменты. Было интересно наблюдать, как радовались наши добровольцы, когда находили какой-то интересный материал для тактильной книги — например, ткань, похожую на настоящую кожу или на волосы. Я и сама испытала этот восторг, когда сделала с нуля, в одиночку свою первую тактильную книгу. Это была сказка В. В. Бианки «Лис и Мышонок». Прошло уже много лет, но ее до сих пор используют преподаватели школы для слепых детей.
Многие волонтеры говорят, что когда они создают тактильные книги, в этом процессе они не работают, а отдыхают. Для них это хобби. Но это очень серьезное хобби, в нем нельзя творить так, как пожелает душа. Есть правила, по которым создается книга, отступать от них нельзя. Если участник проекта находит новый материал для книги, мы обязательно обсуждаем, можно ли его использовать. Такой контроль необходим, ведь мы хотим сделать полезную книгу, благодаря которой дети узнают новое о нашем мире, а не запутать ребенка.
Для того чтобы понять, получается у нас та или иная книга или нет, мы иногда приглашаем слепых детей в качестве экспертов. Они оценивают, понятен ли материал, интересен ли он в том виде, в котором применен в книге. Детям это очень нравится, они могут часами этими исследованиями заниматься.
Недавно мы решили создать материал для школьников средних и старших классов и смастерили тактильную карту Саратовской области с гербами муниципальных образований. На выставку наших работ пришли и незрячие взрослые. Сколько слов благодарности мы от них услышали! До создания тактильной карты они не знали, где на карте области находится город Саратов, не представляли, где по нашей территории протекает Волга. Проект помог им лучше сориентироваться в пространстве нашей области и страны.
Сейчас у нас в мечтах — создавать тактильные репродукции картин. Думаю, они будут полезны не только школьникам, но и взрослым незрячим людям. Благодаря этому проекту те, кто не может видеть, получат возможность познакомиться с великими творениями искусства.
Газета «Православная вера», № 21 (713), ноябрь 2022 г.
[ Юлия Пиунова ]Последние новости
В Саратовской области появятся новые программы по поддержке малого бизнеса
В правительстве Саратовской области состоялось заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством министра экономического развития Андрея Разборова.
В Саратовской области введут выплаты за отстрел лис
Стимулирующие мероприятия по снижению численности этих диких животных запланированы на следующий год.
Рекомендации по профилактике инфекций у водителей и пассажиров автотраспорта
Рекомендации по профилактике инфекций у водителей и пассажиров автотраспорта 8 октября 2024 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены методические рекомендации "МР 3.5/2.5.0354-24.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований