Услышать красоту Православия
Пасхальные богослужения наполнены музыкой — хоры восславляют воскресшего Христа.
— Расскажите, как Вы начали заниматься музыкой?
— Музыкой я занимаюсь всю жизнь: в шесть лет поступила в музыкальную школу, потом — в Саратовское музыкальное училище, а по его окончании — на дирижерско-хоровое отделение в консерваторию. Хор всегда был моим любимым предметом, так что когда нужно было определяться со специальностью, передо мной даже не стояло вопроса.
— А в храме поете с какого времени?
— Со студенчества. Тогда, в конце 80‑х годов, певчие уже могли относительно свободно приходить в храмы — до этого и с работы увольняли за пение в церкви, и из института могли отчислить. На втором курсе музучилища я пришла в Троицкий собор, настоятелем там тогда был протоиерей Всеволод Васильцев. Он спросил, крещеная я или нет. Так в семнадцать лет я приняла крещение и стала петь в церковном хоре. В училище я об этом не говорила, в течение года скрывала. Но потом история страны пошла по другому пути, и в таком умолчании уже не было необходимости. Я была поражена красотой православного богослужения и церковного пения и через эту красоту уже твердо пришла к вере.
— Расскажите о хорах того времени. С кем Вам удалось поработать?
— Когда я начала свою певческую деятельность, в городе было всего два храма — Троицкий и Духосошественский. Хором Свято-Троицкого собора управляла Елена Нескина, а в Духовском регентами были отец Василий Стрелков и матушка Алла Адамовна Земцова. Оба хора были большие, человек по двадцать пять, и состояли в основном из профессиональных певчих — студентов и выпускников консерватории. Из этих хоров впоследствии вышло много священнослужителей. Вместе со мной в хоре Троицкого собора пели отец Сергий Догадин и отец Олег Дроздов, они были тогда молодыми людьми, певцами.
— Как дальше складывалось Ваше певческое служение?
— Когда я поступила в консерваторию, на некоторое время оставила пение в храме и примерно полгода работала в только что открывшемся Театре хоровой музыки. В 90-е в Саратове начали открываться новые храмы: я немного пела в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», потом — в Серафимовском, Никольском, который впоследствии был преобразован в мужской монастырь. В 1995 году, на четвертом курсе консерватории, я пришла петь в Казанский храм и до сих пор здесь. В 2000 году стала регентом праздничного хора.
Хор поначалу был небольшой. Храм только восстанавливался и представлял собой двухэтажный дом, службы проходили в самом большом помещении на первом этаже. Казанскому храму, можно сказать, повезло: в советское время в нем размещался детский сад. Один наш певчий, который ходил в этот детский сад, рассказывал, что на месте алтаря находились спальни. Когда я стала регентом, в хоре было около двадцати человек, практически все — профессиональные музыканты. Помимо участия в богослужениях, мы вели концертную деятельность. Множество людей в те годы стали интересоваться хоровой церковной музыкой, и студенты-музыканты приходили ознакомиться с ней непосредственно в храмах. Кто-то приходил из интереса, кто-то — для заработка, но большинство потом уже не мыслили себя без Церкви.
Сейчас наш хор не такой большой, но среди певчих есть три человека, которые прошли со мной весь путь, с середины 90‑х.
— На Ваш взгляд, какое будущее у церковных хоров? Это хоры с профессиональными певцами или любители?
— Я думаю, идеальный вариант — это то, что есть сейчас во многих храмах: профессиональный праздничный хор, еще один хор, который поет в будние дни, и любительский хор. Надеюсь, в нашем храме удастся сохранить такое сочетание. У нас уже сложившийся коллектив любителей, ему больше пяти лет. Как правило, любительский хор поет по субботам, прихожанам эти службы нравятся. Но любители не могут целиком заменить основной состав — не потому, что не справятся, а потому, что у людей есть основная работа, и они не могут постоянно присутствовать в храме. Бывают случаи, когда из любительского переходят в профессиональный хор — это вполне возможно и без музыкального образования, но человеку придется много потрудиться: научиться читать ноты, хорошо изучить устав.
В прошлом году в епархии начали работу курсы подготовки регентов и певчих церковных хоров, в некоторых храмах также проводятся регулярные занятия — это реальная возможность научиться петь, нужны только время, постоянство и готовность приложить усилия.
— Что для Вас самое сложное в профессии регента?
— Поначалу было тяжело разобраться в уставе, структуре богослужений, постоянно держать в голове последовательность песнопений, понимать, что и в какой момент может измениться по ходу службы. Остальное мне давалось легко. Значительная часть служения регента — работа с людьми: нужно выстроить баланс в отношениях внутри коллектива. У всех разный характер, разные настроения, и это нормально.
— Расскажите, когда и как стал проводиться в Саратове Областной пасхальный фестиваль хоровых коллективов?
— Этот фестиваль был учрежден Саратовским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 2001 году. Его идейным вдохновителем стала заместитель председателя общества Людмила Ивановна Бахарева — глубоко верующий человек. Задумывался он для того, чтобы в дни Святой Пасхи дети и подростки смогли попеть в храме и немного прикоснуться к церковной жизни, увидеть и услышать красоту Православия, почувствовать пасхальную радость.
Первое время фестиваль проводился в разных храмах Саратова, а потом был «приписан» к Казанскому храму. Около десяти лет назад его организацией стала заниматься я. Мы с Людмилой Ивановной всегда на связи, она оказывает поддержку и помощь, а также входит в состав жюри фестиваля. В 2020 году из-за ограничений, связанных с пандемией, массовых мероприятий не проводилось, поэтому юбилейный двадцатый фестиваль пройдет в этом году, а не в 2021‑м. Последние несколько лет мы собирались в актовом зале саратовского лицея № 53, но в этом году фестиваль снова вернулся в храм. Некоторые наши участники впервые оказались в церкви, выступая на фестивале. Для нецерковных ребят спеть в храме — это необыкновенное впечатление, и дело не только в другой акустике, но и в самой атмосфере.
Фестиваль проводится в нескольких номинациях: коллектив воскресной школы, коллектив учреждения дополнительного образования, школьный хор, молодежный коллектив, преподавательский коллектив. Последнюю номинацию добавили не так давно, и она тоже оказалась востребованной: учителям не менее интересно исполнять духовную музыку, и для детей это пример.
У нас есть постоянные участники: детская школа искусств № 8 участвует с первых фестивалей, коллективы ДШИ № 6 тоже каждый год откликаются.
После выступлений у детей есть возможность подняться на звонницу и позвонить в колокола — для них это всегда радость. И, конечно, всех ребят ждут сладкие подарки.
Газета «Православная вера», № 07 (699), апрель 2022 г.
[ Галина Баширова , Беседовала Яна Степанова ]Последние новости
На площадке областного министерства здравоохранения состоялось заседание рабочей группы Комиссии Генерального совета Партии по здравоохранению «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
С приветственным словом к собравшимся обратилась заместитель министра, она отметила, что ревматические заболевания - глобальная медико-социальная проблема XXI века, и нередко они поражают совсем молодых людей.
Размещен график дежурств судей на январь 2025
В разделе сайта «Документы суда» размещен график дежурств судей Октябрьского районного суда г. Саратова по рассмотрению ходатайств, предусмотренных ст.
График работы судей Фрунзенского районного суда города Саратова по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонару
График работы судей Фрунзенского районного суда города Саратова по рассмотрению дел об административных правонарушениях,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения