19.08.2019

Вся жизнь — у престола

Добрый, отзывчивый, понимающий — для каждого у него находилось ласковое слово, безобидная шутка.

Добрый, отзывчивый, понимающий — для каждого у него находилось ласковое слово, безобидная шутка. До конца своей земной жизни он, несмотря на болезни и преклонный возраст, продолжал бывать в Покровском храме Саратова. К этому священнику, сидящему на службах на низком стульчике справа от алтаря, всегда была очередь на исповедь. 30 июля на 81-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Николай Земцов — любимый батюшка многих саратовцев.

Протоиерей Василий Стрелков, настоятель храма в честь Сретения Господня г. Саратова:

— С отцом Николаем мы познакомились, когда я еще юношей ходил на службы в семинарский храм, а он там алтарничал. Когда в начале 60 х годов семинарию закрыли, практически всех студентов забрали в армию. Даже отца Николая, который к тому времени уже был священником.

Мы служили вместе с ним, когда он был настоятелем Духосошественского собора. Человеком он был добрым, отзывчивым, люди его любили, к своим пастырским обязанностям всегда относился ревностно. Помню, когда его уже перевели в Покровский храм, как ни спрошу: «Кто у вас служил?» — «Отец Николай!» — «Кто возглавлял?» — «Отец Николай!». Кто преподает, кто другими делами занят, а отец Николай всегда у престола.

Ольга Еремчук:

— Несколько лет я была псаломщицей в Покровском храме. Отец Николай на богослужения всегда приходил рано. Я часто спрашивала его совета по каким­то жизненным проблемам. Он отвечал мудро, старался оградить от ненужных, нежелательных ситуаций. У батюшки было отличное чувство юмора, он все старался воспринимать с улыбкой, любил пошутить, вокруг него всегда было светло и радостно.

Помню, как в 2008 году умер на Пасху священник Владимир Семенов. Есть поверье, что если человек умер на Пасху, то он минует мытарства. Когда отец Николай узнал о смерти отца Владимира, он воскликнул: «Везет же некоторым!». А потом: «Ну почему же без очереди?». Ведь отцу Владимиру было чуть больше пятидесяти…

Андрей Земцов, внук протоиерея Николая Земцова:

— Дедушка был рядом со мной всегда, в моем детстве мы жили все вместе в одном доме. Он часто со мной играл, мы много гуляли по городу, и, конечно, мне нравилось ходить с ним в храм на службы. Я помогал в алтаре: подавал кадило, следил, чтобы оно не погасло. Мне тогда казалось, что у всех детей дедушки должны быть священниками.

Отец Николай старался везде брать меня с собой — на освящения, официальные мероприятия. Меня часто принимали за его сына и удивлялись, что я его внук. Вспоминается самое яркое событие тех лет: в 1993 году Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Алексий II, мне тогда было десять лет. На встречу Патриарха в Духосошественском соборе, где дедушка был в то время настоятелем, я первый раз в жизни надел стихарь. Мне нужно было вручить Патриарху букет цветов: у крыльца собора я передал букет, сделал шаг назад, споткнулся… и упал Патриарху под ноги. Иподиаконы меня сразу подхватили, а я смутился, застеснялся.

Осознанно мой приход в храм произошел позже, лет в тринадцать. Дедушку перевели в Серафимовскую церковь, и я стал нести там пономарское послушание, петь в левом хоре. Острых вопросов о церковной жизни у меня практически не возникало, все открывалось само собой, постепенно. Какие¬то практические вещи, дед, конечно, мне объяснял: что как называется, для чего нужно.

Через несколько лет я решил пройти прослушивание в праздничный хор Покровского храма. Мы жили недалеко от него, и я видел, как эту церковь восстанавливали практически из руин. Пришел на вечернюю службу, поднялся на клирос. Регент сказала мне: «Вставай пока к басам, потом посмотрим». У меня было ощущение, как будто на Небо попал: такая акустика, летящий звук, хор человек в сорок, а произведения такие красивые, что у меня просто слезы наворачивались. Подумалось: «Господи, хочу все время быть на службе, петь, чтобы это никогда не заканчивалось». Меня взяли в хор. На большие праздники я даже школу прогуливал, лишь бы петь на Литургии. Утром все ребята идут на учебу, меня встречают по дороге: «А ты куда?» — «А я на службу!».

Так и связал свою жизнь с музыкой. Отец Николай говорил мне: «Чтобы быть хорошим человеком, необязательно быть священником». Он гордился, что я пою теперь в Архиерейском хоре — ходил иногда на наши концерты, даже афиши собирал.

Дедушка всегда меня поддерживал, выгораживал перед бабушкой и мамой. За ошибки и проступки никогда не ругал — наоборот, успокаивал, старался придумать, как можно все исправить. Он был для меня самым близким человеком, я мог ему доверить все.

Мы с ним очень похожи внешне: когда смотрю на его фотографии в молодости, всегда удивляюсь — практически одно лицо! Помню, мечтали поехать на его родину — в Новочеркасск, но так у нас и не получилось. Из их большой семьи сейчас жив только дедушкин младший брат.

Отец Николай любил фотографировать. Бабушка иногда ворчала: «Опять все тазы занял проявителем…». По ночам не спал — проявлял, сушил. Фотографировал богослужения, пейзажи, своих близких и друзей и сам тоже любил позировать.

Он весь отдавался делам и заботам в храме, прихожанам. Даже в последние годы жизни, бывало, заеду за ним после службы, выходим из алтаря, а люди к нему со всего храма сбегаются: «Отец Николай! Отец Николай!». И с каждым он поговорит, что-то спросит, я еще удивлялся, как он помнит в таком возрасте, у кого какие проблемы, кто с чем к нему раньше подходил. Вот так порой по полчаса до машины добирались. Дедушка никогда ни на что не жаловался, не просил о помощи. Я пытался за ним следить, ухаживать.

Дома он отдыхал: смотрел новостные передачи по телевизору, читал журналы про автомобили. Летом любил хозяйничать во дворе: поливал цветы, огородом занимался. Помню его плетеную шляпу с большими полями — так забавно было видеть его в ней! Он часто шутил, озорничал: убирался как-то во дворе, а бабушка из-за двери все время выглядывала и подсказывала, что куда положить, а что не трогать. Дед дверь закрыл, да и подпер лопатой — и идет себе дальше, смеется.

Отец Николай очень обрадовался рождению правнука — Варфоломея. Всегда улыбался, оживлялся, когда он приходил в гости, старался сделать ему какой-нибудь маленький подарок. Они играли, фотографировались, Варфоломей рассказывал ему о своих делах. Бывало, принесет с занятий в подготовительной группе какой-нибудь рисунок или поделку: «Это я прадедушке подарю».

Дедушка рассказывал мне разные истории из своей жизни, особенно мне запомнился эпизод, связанный с рождением моей мамы. Служил он тогда в Энгельсе, моста через Волгу еще не было, до Саратова добирались на поезде по объездной дороге. Девятого декабря он получил телеграмму, что родилась дочь. Собрался и побежал на вокзал, но опоздал. Ждать не захотел и решил… пойти напрямую через Волгу. Кругом снег, лед разбит ледоколом. Подошел, перекрестился: «Господи, благослови!» — и вперед, по дрейфующим льдинам. На одну наступит — она под воду, он быстрее на другую перепрыгивает. Так бегом и бежал. Его увидели два мужика, которые несли длинную доску. Они решили последовать его примеру. «Но я-то перекрестился, а они мат­перемат, — вспоминал дед. — Как раз на середине и упали, я их за эту доску и вытащил».

Хочется быть достойным такого деда.

Алексей Ильин:

— Отца Николая я узнал в детстве, когда стал пономарить в Покровском храме Саратова. Прихожане его очень любили; когда он выходил из алтаря, у него всегда были припасены для них просфоры, а для детей — шоколадки и конфеты. Когда перед Литургией я помогал ему облачаться, он незаметно, в шутку, надевал на меня свою камилавку или палицу.

Архиепископ Пимен (Хмелевской) называл его «палочкой-выручалочкой»: отец Николай мог заменить любого священника огромной епархии, так как передвигался на машине.

Батюшка много рассказывал мне о своей жизни, службе в армии, пастырстве. Особенно мне запомнился такой случай: на венчание однажды пришла пара, супруга на девятом месяце. Схватки начались прямо во время таинства, но батюшка успел закончить. Вечером у супругов родилась дочка, которую впоследствии крестил тоже отец Николай.

Наверное, самым главным качеством, которым обладал батюшка, была любовь к Церкви Христовой и, конечно, к людям, которые нескончаемым потоком шли к нему на исповедь, за наставлением и просто за добрым словом.

Царство Небесное отцу Николаю, он всегда останется в нашей памяти и в наших сердцах.

 

* * *

Протоиерей Николай Земцов родился в 1939 году в городе Новочеркасске. В семье был восьмым ребенком из девяти детей. Отец погиб во время Великой Отечественной войны, мать была верующей, с детства приучала всех детей к храму. Николай нес послушание алтарника в новочеркасской церкви, пел в хоре, регентовал. В это время он познакомился с тогдашним митрополитом Ростовским и Новочеркасским — владыкой Вениамином (Федченковым). Когда владыку Вениамина перевели в Саратов, Николай поехал с ним — поступил в Саратовскую духовную семинарию. Будучи семинаристом, познакомился со своей будущей женой, певчей Троицкого собора. В 1960 году архиепископом Саратовским и Сталинградским Палладием (Шерстенниковым) был рукоположен в священный сан. С 1964 по 1966 год проходил службу в рядах Советской армии. В 1970 году окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения. С 1997 по 1999 год исполнял обязанности секретаря Саратовского епархиального управления, нес также послушание благочинного Центрального округа Саратовской епархии. Служил в Духосошественском, Свято¬Троицком соборах, Серафимовском, Казанском храмах Саратова. С 2004 года был клириком храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1976 году возведен в сан протоиерея. Награжден палицей (1983 г.), крестом с украшениями (1988 г.), митрой (1998 г.), орденом князя Владимира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени и медалью Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени. В 2016 году был почислен за штат, в последние годы жизни по мере сил продолжал служение в Покровском храме вплоть до своей кончины.

[Подготовила Яна Степанова ]

Последние новости

Вячеслав Калинин познакомил саратовцев с «Тасей»

«Помним, значит – живем! «Тася» – трогательная история о проблеме отцов и детей, о том, как важно сохранять семейные ценности и уважать друг друга.

Депутаты настаивают на необходимости проверить законность строительства 26-этажного дома в Энгельсе

Председатель комитета по социальной политике Саратовской областной Думы Роман Грибов (фракция «Единая Россия») напомнил, что подобные стройки противоречат областному закону.

Сегодня глава Ртищевского района Александр Жуковский провел личный прием участников СВО и членов их семей.

Ежемесячно, в первую субботу, по поручению Губернатора Саратовской области проводится личный прием участников специальной военной операции и членов их семей.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *