Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.
За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.
Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Для родителей детей с аутизмом очень важно проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании своего ребенка. Они должны создать в доме наиболее спокойную обстановку для него. Этого можно достичь, заботясь о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых и посещая психолога для консультаций.
Но помощь родителей необходима не только дома. Они должны помочь своему ребенку адаптироваться на улице, в детском саду и в школе. Родители должны упорно, но мягко помогать своему ребенку преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге они должны показать ему, что вполне возможно общаться словами, играть со сверстниками и так далее.
Методы лечения аутизма медикаментозными средствами обычно используются только для уменьшения отдельных симптомов, так как не существует лекарственной терапии для этого заболевания.
Лечение аутизма с помощью препаратов применяется для устранения неадекватных поведенческих реакций, таких как аутоагрессия, агрессия в отношении других людей, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, а также повышенной двигательной активности. В подобных случаях нейролептики и психостимуляторы, являющиеся препаратами для стабилизации настроения, могут быть прописаны врачом.
Однако чрезмерное использование психотропных препаратов в лечении аутизма не рекомендуется. Хотя эти препараты могут помочь справиться с некоторыми симптомами, они также могут вызывать регрессию интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, обусловленный неправильной работой кишечника у детей-аутистов, является распространенной проблемой. Для решения этой проблемы педиатры рекомендуют использовать пробиотики, которые помогают восстановить правильный баланс в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и аминокислот также может возникнуть у детей-аутистов и при их обнаружении необходимо принимать лекарственные комплексы, которые содержат витамины C, E, B6, B12, минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец и кислоты: фолиевую и липоевую.
Помимо всего перечисленного, для терапии аутизма может применяться также метод лечения с использованием полинасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени, рыбьем жире и других продуктах. Такое лечение способствует снижению раздражения в кишечнике и успокаивает психику.
В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.
Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.
Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.
Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.
При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).
Специальный режим питания может помочь облегчить проявления аутизма. Чтобы достичь этого, необходимо соблюдать следующие правила:
- Исключить из рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Избегать употребление продуктов, содержащих консерванты и красители.
- Придерживаться бездрожжевой диеты.
- Сократить потребление сахара.
- Увеличить количество пищи, содержащей клетчатку.
- Пить много воды.
- Предпочтение следует отдавать белковой пище перед углеводной.
Таким образом, регулярное соблюдение специального режима питания может помочь улучшить состояние пациентов с аутизмом.
Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.
Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Детский аутизм – это неврологическое заболевание, которое может проявляться по-разному у разных людей. Некоторые могут иметь все симптомы, а другие – только отдельные особенности речи и поведения. В США и на Западе легкие формы аутизма не являются препятствием для работы, учебы и создания семьи, поэтому очень часто такие случаи там встречаются.
Наряду с поведенческими признаками существуют и физические и физиологические проявления аутизма у детей. Хотя не все они встречаются у каждого пациента, все же есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. К ним относятся острое или притупленное сенсорное восприятие, судороги, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в желудочно-кишечном тракте, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты
Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.
Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.
Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.
Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.
Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.
К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com