Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В настоящее время для успеха бизнеса необходим тщательно продуманный финансовый план и бюджет. Если компания не имеет точного и исчерпывающего понимания объемов денежных поступлений и расходов в текущем моменте и в будущем, ее руководство может столкнуться с риском банкротства. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента для любого предприятия. В данной статье мы рассмотрим эти понятия и объясним их взаимосвязь и разницу. Мы также расскажем об эффективных методах организации финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.

Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.

Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).

Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.

Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.

В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.

Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.

Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:

  • выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
  • определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
  • связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
  • обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
  • определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
  • определение необходимости во внешнем финансировании;
  • установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.

Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:

  • разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
  • обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
  • распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
  • контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.

Варианты финансового планирования и подходы к управлению

В экономике существуют различные типы финансового планирования, которые можно классифицировать по различным основаниям. Один из самых распространенных критериев - это срок действия планов. В соответствии с этим финансовое планирование и прогнозирование на предприятии можно разделить на оперативное, текущее и стратегическое.

Кроме этого, виды планирования могут отличаться и по другим признакам. Например, они могут связываться с объектами планирования, такими как финансы или налоги. Налоговое планирование направлено на уменьшение расходов предприятия на оплату налоговых выплат, в то время как финансовое планирование может быть стратегическим или текущим.

Стратегическое планирование является самым длительным по своей продолжительности и обычно рассчитывается на срок до пяти лет. Оно имеет важную функцию - определить тенденции развития компании на длительный период времени и разработать способы достижения поставленных целей. Учитывая эти факторы, проводится анализ потребностей предприятия в финансировании, осуществляется поиск ресурсов и прогнозируются результаты.

Текущее планирование составляется на год и основывается на финансовой стратегии предприятия. Дальнейшие цели разбиваются на более мелкие шаги, и для их достижения создаются годовые планы по расходам и прибылям. Бюджетирование, следовательно, является основным инструментом текущего планирования.

Оперативное планирование охватывает нижнюю ступень постановки задач и определяет конкретный алгоритм (график, план) для руководства определенных отделов, и расчетный период обычно составляет до 3 месяцев. На этом этапе также проводится контроль выполнения задач.

Существуют различные методы финансового планирования, которые используются для определения финансовой стратегии и разработки структуры бюджета. Экономика оперирует огромным количеством методов финансового планирования и прогнозирования. Некоторые основаны на интуиции и логике, а другие - на математике, причем они различаются по степени точности и сфере применения.

Некоторые из методов финансового планирования, используемых на предприятии, включают экспертную оценку, метод экстраполяции, метод моделирования, нормативный метод и балансовый метод. Разнообразие методов помогает предприятиям выбирать самый подходящий в зависимости от их потребностей. Независимо от масштаба деятельности при руководстве бизнесом финансовое планирование является важным элементом, поскольку позволяет оценить перспективы развития, определить допустимые затраты, выбрать наиболее перспективные направления использования денежных ресурсов и оценить потребности в инвестициях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *